Затяжка болтов головки блока цилиндров ваз 2108

0
2338

Затяжка болтов головки блока цилиндров

Затяжку болтов головки блока цилиндров необходимо делать в строго определенном порядке – это нужно для ее правильной состыковки с блоком цилиндров, чтобы не возникало излишнее напряжение металла и перекосы.

Схема затяжки головки блока цилиндров на автомобилях ВАЗ (классика)

Затяжка болтов головки блока цилиндров ваз 2108

Затягивать в 2 захода.

ПЕРВЫЙ: затянуть болты с 1 по 10 – момент затяжки 3,5 — 4,1 кГсм.

ВТОРОЙ: опять затянуть эти же болты – момент затяжки 10,5 — 11,5 кГсм.

ПОСЛЕ ДВУХ ЗАХОДОВ затянуть болт под номером 11 – момент затяжки 3,5 — 4,0 кГсм.

Схема затяжки головки блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2108 | ВАЗ 2109

Затяжка болтов головки блока цилиндров ваз 2108

Затягивать в 4 захода.

ПЕРВЫЙ: затянуть болты с 1 по 10 – момент затяжки 2,0 кГсм.

ВТОРОЙ: опять затянуть эти же болты – момент затяжки 7,5 — 8,5 кГсм.

ТРЕТИЙ: все болты довернуть на 90°.

ЧЕТВЕРТЫЙ: повторно довернуть все болты на 90°.

Схема затяжки ГБЦ на 16 клапанных двигателях ВАЗ

Затяжка болтов головки блока цилиндров ваз 2108

Затягивать в 3 захода.

ПЕРВЫЙ: затянуть все болты, используя момент затяжки 2,0 кГсм.

ВТОРОЙ: все болты довернуть на 90°.

ТРЕТИЙ: повторно довернуть все болты на 90°.

Важно!
На 16 клапанных двигателях допустимо использовать второй раз болты крепления ГБЦ, но только при условии, что их длина без головки НЕ более 95 мм, иначе – болт нужно обязательно заменить. Замерять длину нужно с помощью шайбы.

Затяжка болтов головки блока цилиндров ваз 2108

Как убедиться в том, что болт затянут качественно?

Во время затяжки болта, как только металл достиг своего "предела текучести", момент затяжки будет оставаться неизменным. Это покажет динаметрический ключ.

Когда болт нужно менять?

Если момент затяжки увеличен уже до 20 кГсм, а болт, при этом, невозможно затянуть, – значит, он слишком прочный, и этот болт нужно менять. Если болт не проворачивается, и момент затяжки постоянно уменьшается, то этот болт также подлежит замене.

Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109

По истечению эксплуатационного периода или при нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров, элемент подлежит обязательной замене.

Основной признак неисправности, износа прокладки — это образование течи ОЖ и масла в местах соединения блока двигателя и ГБЦ.

Чтобы поменять прокладку, вам потребуется демонтировать узел, избавиться от изношенной прокладки ГБЦ и собрать конструкцию в обратной последовательности, соблюдая рекомендации относительно моментов затяжки болтов ГБЦ. Обо всем этом расскажем более подробно.

  1. Отключите проводку от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика аварийного давления масла.
  2. Снимите термостат, только не забудьте перед этим слить ОЖ.
  3. Демонтируйте корпус воздушного фильтра. Снимать карбюратор не нужно, ибо мешать замене прокладки он не будет.
  4. Отключите приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
  5. Снимите шестеренку привода распредвала, предварительно установив поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Теперь можно снять защитный кожух ремня привода распределительного вала, ослабить крепежные болты фиксации шестерни, зафиксировав шестеренку от проворачивания.
  6. Снимите ремень привода распредвала. Затем можно уже полностью открутить крепежные болты и снять шестерню.
  7. Отожмите фиксатор, чтобы отключить колодку проводов от распределителя зажигания.
  8. Аналогичным образом отключите центральный высоковольтник.
  9. Ослабьте хомуты, чтобы снять шланг подвода горючего из топливной помпы.
  10. Отключите от карбюратора тяги привода заслонок — дроссельной и воздушной.
  11. Отключите питающую проводку от электромагнитного клапана.
  12. Снимите шланг вакуумного усилителя с патрубка впускной трубы.
  13. Отключите трубку от вакуумного корректора зажигания.
  14. Ослабьте натяжение хомутов, чтобы снять шланги отопления салона с патрубков.
  15. Снимите ГБЦ. Используя головку с удлинителем, откручиваются крепежные болты.
  16. Немного раскачайте головку рывками, после чего снимите элемент.
  17. Удалите старую прокладку, зачистите ее от остатков резинового уплотнителя и прочих загрязнений. Тщательно протрите насухо, после чего можно выполнять обратную сборку.
  18. Перед сборкой проверьте, соответствует ли нормальным значениям длина болтов для крепления головки блока цилиндров. В идеале их длина составляет 135,5 миллиметра. Если болты удлинились в процессе эксплуатации, тогда придется заменить все болты.

Выполнить обратную сборку узла, если четко следовать инструкции по демонтажным работам, особых проблем не составит.

Невероятно важным моментом замены прокладки ГБЦ и всех прочих мероприятий, связанных со снятием головки, является правильная регулировка и затяжка болтов.

Подтяжка болтов выполняется строго динамометрическим ключом, который позволит контролировать момент натяжения.

Вот несколько рекомендаций по использованию этого специализированного ключа и проверке текущего состояния натяжения:

  • Установите держатель в нулевом положении. Это будет говорить о том, что сейчас данные ключа равны моменту исходной позиции;
  • Посмотрите на показатели динамометрического инструмента при начале затяжки болтов;
  • Вращайте держатель, следите за показателями;
  • Если момент не меняется, то крепеж может поддаваться растяжению, что является нормальным явлением. Именно так должно происходить;
  • Если момент быстро увеличивается, следует достичь движения болта. То есть растяжение держателя малое, нужно стабилизировать.

Золотые правила затяжки

Чтобы правильно осуществить обратную сборку головки блока цилиндров, вам нужно придерживаться золотых правил:

  • Строго ориентируйтесь на данные по моменту затяжки, соответствующие автомобилю ВАЗ 2109;
  • Регулировку выполняйте только с помощью динамометрического ключа. Другие инструменты получить нужный результат не позволяют;
  • Для установки ГБЦ используйте только исправные болты, которые соответствуют требованиям вашего двигателя, установленного на ВАЗ 2109;
  • Перед работой убедитесь, что держатели находятся в исправном состоянии.

Схема затяжки

Помимо соблюдения необходимых моментов затяжения крепежных болтов ГБЦ, здесь требуется соблюдать еще одно правило.

Возвращение болтов на места выполняется строго согласно схеме, приведенной ниже.

Далее выполняйте работу согласно таблице, и вы все сделаете верно.

Затяжка выполняется в четыре круга, соблюдая последовательность работы с крепежными болтами, указанной в схеме.

Момент затяжки болтов ГБЦ на двигателе ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Деталь
Резьба
Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й прием: 20,0 (2,0)
2-й прием: 71,0–87,0 (7,1–8,7)
3-й прием: довернуть на 90°
4-й прием: снова довернуть на 90°
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления натяжного ролика М10х1,25 34,0–42,0 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,7–23,0 (1,87–2,30)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 68,0–85,0 (6,8–8,5)
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,8–8,4 (0,68–0,84)
Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 69,0–84,0 (6,9–8,4)
Болт крепления масляного картера М6 5,0–8,0 (0,5–0,8)
Гайки болта крышки шатуна М9х1,0 44,0–54,0 (4,4–5,4)
Болт крепления маховика М10х1,25 62,0–87,0 (6,2–8,9)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 78,0–80,0 (0,78–0,80)
Болт крепления шкива коленчатого вала М12х1,25 99,0–110,0 (9,90–11,0)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,1–5,1 (0,41–0,51)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8х1,25 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8х1,25 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Гайка болта крепления передней подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления левой подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления кронштейна левой подвески к двигателю М10 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Гайка болта крепления задней подвески двигателя М10 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю М12 62,0–98,0 (6,2–9,8)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,0–10,0 (0,8–1,0)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 7,0–8,0 (0,7–0,8)
Болт крепления масляного насоса М6 8,5–10,0 (0,85–1,0)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,72–0,92)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 46,0–73,0 (4,6–7,3)
Штуцер масляного фильтра М20х1,5 38,0–87,0 (3,8–8,7)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24,0–27,0 (2,4–2,7)
Гайки крепления карбюратора М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6 2,0–4,7 (0,2–0,47)
Сцепление
Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 5,0–6,5 (0,5–0,65)
Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,0–31,0 (1,9–3,1)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления М6 4,9–7,8 (0,49–0,78)
Коробка передач
Конический винт крепления шарнира тяги привода М8 16,6–20,0 (1,66–2,0)
Болт крепления механизма выбора передач М6 5,1–8,2 (0,51–0,82)
Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления хомута тяги привода М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов М20х1,5 123,0–149,0 (12,3–14,9)
Выключатель света фонарей заднего хода М14х1,5 29,0–45,0 (2,9–4,5)
Болт крепления вилок к штоку М6 12,0–19,0 (1,2–1,9)
Болт крепления крышки фиксаторов М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 65,0–83,0 (6,5–8,3)
Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,72)
Гайка крепления оси рычага выбора передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробка фиксатора вилки включения заднего хода М16х1,5 28,0–45,0 (2,8–4,5)
Конический винт крепления рычага штока выбора передач М8 28,0–35,0 (2,8–3,5)
Болт крепления картеров сцепления и коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробки заливного и сливного отверстий М22х1,5 29,0–46,0 (2,9–4,6)
Передняя подвеска
Гайка крепления верхней опоры телескопической стойки к кузову М8 20,0–24,0 (2,0–2,4)
Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 80,0–96,0 (8,0–9,6)
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Гайка крепления растяжки М16х1,25 160,0–180,0 (16,0–18,0)
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 67,0–82,0 (6,7–8,2)
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 50,0–63,0 (5,0–6,3)
Гайка крепления ступиц передних колес М20х1,5 225,0–250,0 (22,5–25,0)
Болт крепления колеса М12х1,25 65,0–95,0 (6,5–9,5)
Задняя подвеска
Гайка нижнего крепления амортизатора М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка верхнего крепления амортизатора М10х1,25 51,0–63,0 (5,1–6,3)
Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 190,0–225,0 (19,0–22,5)
Тормоза
Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 117,0–150,0 (11,7–15,0)
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31,0–38,0 (3,1–3,8)
Болт крепления тормозной скобы к поворотному кулаку М10х1,25 29,0–36,0 (2,9–3,6)
Болт крепления заднего тормозного щита к балке М10х1,25 35,0–43,0 (3,5–4,3)
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М8 10,0–16,0 (1,0–1,6)
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Штуцеры соединений тормозных трубопроводов М10 15,0–18,0 (1,5–1,8)
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 30,0–33,0 (3,0–3,3)
Рулевое управление
Гайка крепления картера рулевого механизма М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головки
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 23,0–27,0 (2,3–2,7)
Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Контргайка рулевой тяги М18х1,5 123,0–150,0 (12,3–15,0)
Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 28,0–33,0 (2,8–3,3)
Болт крепления рулевой тяги к рейке М10х1,0 70,0–86,0 (7,0–8,6)
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 46,0–55,0 (4,6–5,5)
Электрооборудование
Свеча зажигания М14х1,25 31,0–39,0 (3,1–3,9)
Гайка болта крепления генератора М12х1,25 59,0–73,0 (5,9–7,3)

Гайка шпильки крепления генератора
М10х1,25
28,6–46,0 (2,86–4,6)

Комментарии

Источники: http://autoinfa.com/post.php?id=177, http://luxvaz.ru/vaz-2109/298-moment-zatyazhki-gbc-i-zamena-prokladki.html, http://ok.ru/navpikhovk/topic/62594412593206

14 КОММЕНТАРИИ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here