Cемья-то большая: история развития платформы B0
Содержание
Продолжая тему автомобильных платформ, нельзя обойти стороной конструкцию, ставшую основой для миллионов автомобилей нескольких производителей. Одна из самых массовых платформ современности – поначалу называемая у нас просто «логановской», а ныне известная уже практически всем под своим официальным индексом В0. Сегодня она может с успехом считаться «платформой всех времен и народов», ведь на ней выпускают не только обычные седаны, хэтчбеки и универсалы, но и полноприводные кроссоверы, коммерческие фургончики и даже пикапы!
Природа не терпит пустоты
В конце девяностых годов положение французской компании Renault было не лучшим. Новому руководству Renault Group в лице Карлоса Гона стало ясно, что успешным коммерческим проектом нового века может стать по-настоящему массовый автомобиль – этакий Renault 4 современности. Тем более, что «переехавший» в Турцию Renault 19 к этому времени уже откровенно устарел, а страны второго-третьего мира по-прежнему нуждались в надежной, доступной и неприхотливой машине, но – современной. Успех конкурентов в виде перелицованного Opel Kadett под названием Daewoo Nexia и более современного Lanos, а также собственное «зондирование» восточноевропейского рынка с помощью «переходных» моделей Dacia Nova/Solenza дали однозначный ответ: бывшие страны соцлагеря, экс-республики СССР и огромная (потенциально) аудитория вероятных покупателей в Южной Америке с удовольствием будут ездить на автомобиле ценового сегмента «лоу-кост» – конечно, если он окажется достаточно качественным.
Французам нужно было создать конкурентоспособный автомобиль, который смог бы достойно ответить предложениям от GM – тем же Ланосу и Нексии, чешской Skoda Felicia, российским Ладам, наконец… Проект изначально задумывался как глобальный – с главными соперниками планировали бороться на «их территории». Вдобавок такая машина прекрасно подошла бы небогатым европейцам – в частности, румынам, которые еще в конце девяностых вовсю эксплуатировали «бессмертную» модель R12 тридцатилетней давности. А ведь к тому времени Renault Group стал владельцем завода в Питешти, производственные мощности которого нужно было срочно «загрузить» современной моделью. Не будем забывать и про большой рынок СНГ – в первую очередь, России, где автомобили такого класса, целевого назначения и ценовой категории традиционно любили, уважали и покупали. Одним словом, раз существовал спрос, должно было появиться и предложение.
Почему эта платформа сразу задумывалась как основа для множества различных моделей? Ответ очень простой – снижение затрат. Тотальная унификация позволяла как заметно сократить расходы на разработку отдельных моделей, так и снизить себестоимость их производства. Судите сами: вместо двух разных штампов можно сделать один, используя, к примеру, одну и ту же боковую дверь на совершенно разных, казалось бы, автомобилях – городском хэтчбеке (Sandero) и компактном кроссовере (Duster). Действительно, унификация отдельных моделей, построенных на «всереношной» платформе, достигает 70%! А это сулило сокращение производственных издержек, уменьшение ассортимента деталей и увеличение рентабельности. Деньги правят миром – и под руководством Карлоса Гона, известного как «убийца расходов», инженеры Renault Group занялись разработкой глобальной основы для автомобилей так называемого сегмента В. Он – самый массовый, универсальный и доступный не только у Renault, но и у других производителей. Но именно в Renault с помощью будущего Логана и ряда других моделей решили отнять у конкурентов крупный кусок рыночного пирога.
Технические особенности
Ключевым критерием при разработке новой платформы была цена серийного автомобиля: согласно техническому заданию, необходимо было уложиться в 5 000 евро для базовой комплектации четырехдверного седана. Такое жесткое ограничение бюджета наложило свои отпечатки на подход к проектированию платформы.
Во-первых, это классическая для этого класса компоновка: привод на передние колеса, поперечное расположение силового агрегата, передняя подвеска типа МакФерсон и задняя полузависимая балка (но не П-, а Н-образная).
На фото: Dacia Logan На фото: Renault Logan
Во-вторых, никаких сложных технических решений и максимальное использование узлов и агрегатов от предыдущих моделей. Несмотря на оригинальность и новизну платформы В0, конструкторы не уходили от прежних компонентов, а лишь вписали их в будущую гамму кузовов и моделей. Передняя подвеска и рулевое управление Логана были позаимствованы у Renault Clio и Symbol, задняя подвеска – от Renault Modus, сцепление с коробкой передач – «мегановские».
В-третьих, современный подход. Компьютерное проектирование, отсутствие ходовых макетов – все эти факторы позволили уложиться в 360 миллионов евро, сэкономив при этом около 20 миллионов. Обладая изрядным опытом в области создания подобных машин, французские инженеры минимизировали работу «по живому», работая, в основном, с математическими моделями. Необходимый практический опыт сочетания различных узлов все же был получен: «реношники» применили довольно ловкий «чит-код», проверив чуть ранее на деле элементы платформы В0 на румынских автомобилях Dacia переходного периода (Nova/Solenza). Именно поэтому к моменту запуска автомобиля в серию у них уже был положительный ответ относительно того, окажется ли будущая машина удачной. Простота конструкции приносила свои плоды – в простом, как автомат Калашникова, Логане было просто нечему ломаться!
Исходя из нелегких условий эксплуатации, в которых этим машинам предстояло жить и трудиться, конструкторы применили простую и надежную схему несущего кузова с прямыми передними лонжеронами и массивным подрамником. Снизу силовой агрегат прикрыли мощным металлическим листом – разительное отличие от западноевропейских и азиатских «неженок» с их хлипкими пластиковыми «защитами». Разумеется, клиренс практически любой модели на этой платформе мало в чем уступает иному кроссоверу, даже если это обычный седанчик вроде Логана первого поколения. «Живучести» на направлениях, которые у нас именуются дорогами, автомобилям должны были добавить и высокопрофильные колеса (80% на базовых Логанах!). Интересно, что запас прочности ходовой части таков, что в доработанном виде она «держит» не только обычную легковушку, но и кроссовер, а также семиместный компактвэн, грузовой фургончик и даже пикап! Пожалуй, до Renault-Nissan никто еще не выпускал на одной и той же платформе столько разных машин, причем не в ущерб потребительским качествам каждой из них.
При этом «базовый» Логан технически недалеко ушел от обычной Самары – он был лишен даже таких «иномарочных» признаков, как гидроусилитель руля и кондиционер. Это и позволило в итоге снизить стоимость «входного билета» до уровня ВАЗов и бюджетных корейцев
Важное отличие любого автомобиля на платформе В0 от более старых одноклассников вроде Нексии или Ланоса – длина колесной базы, достигшая 2,6 м. Этот важнейший параметр определяет вместимость салона и комфорт пассажиров, ведь именно от расстояния между передней и задней осями зависит, насколько автомобиль будет просторным внутри. Более длинная и низкая Нексия, к примеру, оказывается довольно бестолковой в плане удобства обитателей салона – какой смысл в длиннющих переднем и заднем свесах, если водителю за рулем тесно, а задним пассажирам банально некуда деть ноги?
Логан – совершенно не такой: даже обычный седан благодаря относительно большой высоте кузова внутри оказался на удивление просторным. Интересно, что французы не сильно привязывались к базе седана и хэтчбека (2630 мм), как это было в случае с нашими ВАЗами, а смело удлиняли кузов настолько, насколько было необходимо.
Поскольку под руками был и отличный полный привод (ниссановский), платформа В0 в хорошем смысле была «обречена» на кроссоверное будущее. Спустя пять лет после начала производства автомобилей на этой базе появился Duster – бюджетный автомобиль повышенной проходимости. В зависимости от модификации его техническая начинка могла быть либо близка к обычному Логану (переднеприводная версия), либо отличаться от него – тогда кроссовер становился полноценным «паркетником» с подключаемым полным приводом.
Трансмиссия от X-Trail первого поколения с минимальными доработками с лёгкостью прижилась на бюджетном полноприводнике. Концепция её работы на доступной машине «для народа» оказалась весьма подходящей, ведь в обычной жизни автомобиль эксплуатируется с приводом только на передние колеса, что экономит топливо и продлевает жизнь агрегатам трансмиссии.
На практике оказалось, что внедорожный потенциал «городского» Дастера получился более чем достаточным – с хорошей «прокладкой» между рулем и сиденьем румынско-французская машина по проходимости мало в чем уступает даже легендарной старушке-Ниве!
Dacia Lodgy
Модель относится к классу компактвэнов и выпускается с 2012 года на заводе в Марокко. На выбор покупателей доступны по два дизельных и бензиновых мотора, а вот привод у машины исключительно передний. Lodgy стала дебютным авто со встроенным ограничителем скорости.
Из особенностей также стоит отметить неплохую мультимедиа-систему с 7-дюймовым сенсорным дисплеем. Более того, предусмотрено подключение смартфона по Bluetooth или USB.
Автомобильная платформа B0: история и перспективы
Скептики уже давно успели посетовать – прошли те времена, когда каждая машина была уникальной, имела свой характер и харизму. Эти времена завершились в 90-е годы, когда глобализация окончательно стала править миром. Время одиночек с особым взглядом закончилось, и им на смену пришли крупные объединенные корпорации, которым дешевле и проще конструировать не отдельные автомобили, а сразу линейки.
Очень широко стало использоваться понятие «платформа», когда на одну «тележку» устанавливают разные кузова и получают насыщенный модельный ряд. Авто25.ру решил познакомить своих читателей с этим явлением на примере одной из самых удачных разработок последних лет — платформы B0, на которой базируются бюджетные автомобили концерна Renault-Nissan, а теперь и Lada.
Что входит в понятие «платформа»? Точного ответа нет, но обычно под этим словом понимается конструкция подвесок, силовая структура кузова, принцип расположения элементов. Длина и ширина не принципиальны, ими можно варьировать в зависимости от модели, сохраняя общую схему. На примере B0 это очень хорошо видно.
Проектировать эту платформу начали еще в 1998 году. Ее так сказать отцом стал Renault Logan, для которого она и разрабатывалась. Logan стал автомобилем новой формации. До него ведущим производителям не приходила идея, что можно сделать современный, отвечающий всем стандартам безопасности, но при этом дешевый автомобиль, и продавать его только в странах с неразвитым авторынком. Потом эту бизнес-идею скопировали многие, но Logan был первым.
При проектировании у инженеров была сложная задача – уложить базовую версию машины в стоимость 5000 евро. Это дало свои особенности и платформе, которая разрабатывалась для модели. Значительно сэкономить удалось благодаря двум факторам.
Во-первых, широко использовались запчасти и элементы от других моделей Renault. При том, что сама платформа была новая, оригинальных деталей в ней оказалось не так много. Это оказалось плюсом – для разработки новых элементов не нужно тратить средства, кроме того давно выпускающиеся запчасти уже «отбили» затраты на проектирование и подешевели, а также переболели детскими болезнями и могут обеспечить высокую надежность.
Во-вторых, при проектировании не использовались дорогостоящие ходовые макеты – все расчеты инженеры произвели на компьютере. Это внушало опасение, что автомобиль будет иметь врожденные проблемы, связанные с промахами инженеров, однако обошлось без них. Наоборот, подвеска автомобилей на платформе B0 славится весьма неплохим набором характеристик, без ярко выраженных минусов.
Естественно, конструкция автомобиля, проектируемого в рамках небольшого бюджета, просто не могла иметь каких-то откровений. Никаких многорычажек и подруливающих подвесок – все очень просто и дешево: спереди стойки Макферсона, сзади – полунезависимая балка, двигатели располагаются поперек, привод – передний. Впрочем, тут инженеры заложили себе пространство для маневра, о котором мы еще скажем.
Вот по таким лекалам был скроен Logan, появившийся в 2004 году. Машину ждал бешеный успех по всему миру. Она продавалась под брендами Dacia, Nissan, Mahindra, в России используется название Renault. После того как Logan разошелся огромными тиражами, в компании задумались о том, что удачную платформу можно использовать для расширения линейки бюджетных автомобилей.
В 2012 году свет увидели минивены Dacia Lodgy и Dacia Dokker, в России не представленные. Они базируются на удлиненной версии платформы B0, дополнительно усиленной для использования в коммерческом транспорте. В России эти машины наверняка бы ждал успех, но о их локализации и поставке пока речь не идет.
Параллельно с брендами Dacia и Renault платформа B0 используется в автомобилях Nissan. Впрочем, это не совсем та платформа. Автомобили под японским брендом более дорогие, поэтому инженеры не сильно стеснены в средствах. Из-за чего ниссановский вариант получил ряд особенностей. Но, в целом, можно считать, что на платформе B0 производятся такие автомобили как Nissan Cube, Nissan Tiida, Nissan Bluebird Sylphy, Nissan Note, Nissan Wingroad, Nissan Livina Geniss, Nissan NV200.
В России платформа В0 обрела вторую жизнь после того как АвтоВАЗ купил у концерна Renault-Nissan лицензию на ее использование. Многим это показалось навязанным решением со стороны концерна, который уже к тому времени владел 25% акциями АвтоВАЗа, однако в реальности покупка оказалось удачной. Тольяттинцы взяли универсал на базе Logan и подготовили модель Largus, которая отличается от оригинала только передним бампером, да более мощными передними рычагами. Вместительный универсал, который к тому же стоит чуть дешевле оригинального Logan, пользуется большим спросом.
Кроме того, АвтоВАЗ купил не только право на использование платформы, но и имеет возможность ее дорабатывать. Так, уже поговаривают о модификациях с тольяттинскими двигателями и коробками передач. Платформа это позволяет. А там, глядишь, появятся и другие версии.
Еще одним автомобилем на платформе B0 родом из Тольятти стал Nissan Almera. Это бюджетник в лучших традициях Logan. Для его производства использовалась удлиненная версия платформы (причем, именно оригинальный ее вариант), что позволило машине заметно подрасти в размерах. Но общая схема компановки осталась прежней, даже моторы и трансмиссии используются не ниссановские, а исконно реновские.
Вряд ли стоит удивляться популярности автомобилей на этой платформе в нашей стране. Она буквально создана для России. Машины на B0 не могут похвастать очень высокой плавностью хода, отточенной управляемостью или отсутствием кренов в поворотах, зато отличаются всеядной подвеской, которая успешно противостоит разбитым дорогам, относительно ремонтопригодны и имеют простую конструкцию. Да и надежность весьма неплоха. Для России эти качества куда важнее. Немалую роль играет и цена, ведь все перечисленные автомобили относительно недороги.
Возможно не все это осознают, но Renault Logan, Lada Largus и Nissan Almera не сильно отличаются друг от друга. Для кого-то это минус, ведь сокращается выбор оригинальных самобытных авто, но развитие автопрома в последние несколько десятилетий указывает именно на такой путь – общая база, на которой изготавливается масса моделей. И ничего с этим не поделаешь.
Популярный
Первым автомобилем, построенным на этой платформе стал всем известный седан — Dacia Logan, выпуску которого предшествовало приобретение французской компанией Renault, румынского производителя Dacia и начало проектировки совершенно новой платформы для улучшения ситуации на рынке.
Платформа Лада/ВАЗ– обман или реальность?
Вы вполне можете заявить, что раз принципиально разные автомобили относят к одной «платформе», то это все обман и надувательство со стороны производителя. Хитрый маркетинговый ход, так сказать. Это так, но и в то же время не совсем так. Все дело в стремлении конструкторов к унификации. Если хорошо подумать, то вообще все автомобили можно отнести к единой платформе. Знаете, к какой? Метрической резьбы! Эта глобальная унификация позволяет применять, например, гайки и болты от «Камаза» на «Жигулях» и наоборот.
Так вот: заявленная производителем бренда платформа есть ничто иное, как стремление к локальной унификации. Ведь возможность использовать детали одной модели на другой, даже принципиально отличной, существенно повышает эффективность производства. Сейчас конструирование любого автомобиля начинается с закладки моноплатформы или мультиплатформы. Это позволяет автомобильному заводу быть уверенным, что на протяжении нескольких лет он сможет выпускать разные модели, не занимаясь кардинальной перестройкой производства.
Примером использования конструктивной платформы в автомобильной промышленности нашей страны можно считать бренд «ВАЗ». Его производство, начатое с 70-х годов прошлого века, дожило до наших дней. Возможно, что набор конструктивных элементов был определен слишком жестко, поэтому вносимые изменения были минимальными. Зато такой концепцией не обладал другой наш гигант автопрома – АЗЛК, конструкторы которого меняли платформы через две — три модели. За рубежом устаревшие платформы не снимают с производства сразу, а используют для автомобилей бюджетного ценового сегмента. Например, Seat Exeo «донашивает» ее от Audi A4.
Набор конструктивных элементов, входящих в платформу, может быть разным. Ее создание дело настолько сложное, что объединяет даже конкурирующие фирмы. Так произошло, например, с «Маздой» и «Фиатом», создавших единую конструктивную платформу для автомобилей Alfa Romeo Spider и Mazda MX-5.
АВТОМОБИЛИ ИЗ МОДУЛЕЙ УЖЕ ЕСТЬ
Пионер – «Фольксваген» с платформой MQB (Modularer Querbaukasten – поперечно-модульная конструкция). Немцы не только представили концепцию, но и успели выпустить серийный автомобиль, построенный по такому принципу. Первая ласточка – «Ауди-А3», за ней последует «Гольф» седьмого поколения, сначала с двигателем внутреннего сгорания, потом с электромотором. А «Джетта» откроет счет модульным гибридам. Всего до 2021 года планируют выпустить четыре десятка моделей на платформе MQB размерностью от «Поло» до «Пассата». Как видите, гибкость у такой модульной схемы выше, чем у нынешних «тележек». О постепенном переходе к модулям заявляет и «Ниссан», представивший новую концепцию проектирования будущих моделей CMF (Common Module Family – единое модульное семейство). Любой автомобиль состоит из четырех модулей – моторного отсека, салона, передней части пола кузова и задней. В придачу набор электронных компонентов, которые тоже подбирают в зависимости от модели и комплектации. Комбинируя разные варианты всех этих составляющих, выстраивают практически весь модельный ряд – от маленького городского авто до большого вседорожника или минивэна. Уже в следующем году машины этой марки, построенные из «кубиков», появятся на рынке.
Компактный
Из всего модельного ряда платформы В0, самым коротким по своим габаритам является хэтчбек Renault Sandero.
По сравнению с седаном, была уменьшена колёсная база и укорочен задний свес, что сделало автомобиль очень компактным и удобным в мегаполисах. Жирным плюсом модели является его проверенная временем «логанская» надёжность и конечно же его небольшие габариты, которые значительно упрощали парковку с тесных городских условиях.
Как и у каждого положительного качества автомобиля, у Renault Sandero есть и своя обратная сторона — из-за малых габаритных размеров, пассажирам на заднем ряду приходится очень не сладко, и из всего модельного ряда у него самый маленький объём багажника — всего 276 литров. А вот версия 2014 года выпуска заметно прибавила в объёме до 304 литра.
Что касается моторной гаммы, то на выбор доступны два мотора 1.6 восьми- и шестнадцатиклапанные, мощностью 84 и 103 л.с. Первый выполняется в сочетании с пятиступенчатой механикой, а второй с четырёхступенчатым автоматом.
Солидный
У японцев получилось в 2012 году удивить публику, представив свой новый седан Nissan Almera, получивший в сравнении с предшественников новый образ, выдержанный в духе Nissan Teana. Будучи конкретнее, я бы сказал, что образ новой Альмеры, это что-то между Теаной 2003 и 2008 годов выпуска.
Универсальный
Dacia Logan MCV — отличный пример самого универсального автомобиля платформы В0. Дебютировав в 2006 году, этот универсал пришёлся очень кстати тем, кто занимается грузопассажирскими перевозками, ведь универсал обладает багажником с объёмом 560 литров, а вместимость доступна в пяти- или семиместном варианте.
Проходимый
А знали вы, что немало известный в Renault Duster, построен на платформе В0? Да, это действительно так и есть.
Внедорожник выпускался с 2011 году на московском заводе, спустя два года после дебюта румынской версии. Изначально, переднеприводные и полноприводные версии автомобиля, производились с пятиступенчатой механикой, а позднее под полноприводную комплектацию был адаптирован восьмиступенчатый автомат.
За годы своего существования, Duster зарекомендовал себя как самый проходимый внедорожник с наибольшим углом клиренса, углами съезда и въезда в сравнении со всем модельным рядом платформы. Моторная гамма насчитывает два атмосферника 1.6 102 (л.с.) и 2.0 (135 л.с.) литра, а также 1.5-литровый дизель (90 л.с.).
Nissan Almera
Так или иначе, это самый просторный (если не считать универсала Largus) автомобиль, построенный на платформе B0. Благодаря колесной базе в 2,7 м запас для ног задних пассажиров самый внушительный. Багажник, хоть и менее вместительный, чем у Логана, тоже не подкачал — рассчитан на 400 литров. С такими данными Almera претендует и на роль дача-мобиля, перевозящего сезонный скарб, рассаду и урожай, и на службу в такси. В конце концов, сообщение «К Вам подъехал черный Ниссан» звучит как-то солиднее, чем «Вас ожидает желтый Рено».
Самый универсальный
Lada Largus — еще один пример бейдж-инжиниринга. Румынский Dacia Logan MCV дебютировал еще в 2006-м, но лишь в 2012 году этот универсал повышенной вместимости добрался до нашего рынка, прописавшись на конвейере АВТОВАЗа, а на его радиаторной решетке ошвартовалась ладья.
Неудачный
Конкурентом Renault Duster стал выпущенный в 2014 году Nissan Terrano. Японские дилеры решили перенять преимущество Duster на свой внедорожник, якобы он лучше своего соперника в разы. Но на деле это вышло не так как хотелось. Новые шильдики и «навороченные» комплектации потребители встретили без особого энтузиазма.
Дерзкий
В 2012 году, фурор производит «дерзкий» автомобиль Lada XRAY, являющийся концепткаром Renault Sandero Stepway второго поколения.
Хэтчбэк обрёл две дополнительные двери и стал намного мощнее и дешевле своего собрата, сохранив узнаваемые икс-образные формы кузова как на Lada Vesta. Sandero Stepway располагает тремя бензиновыми двигателями мощностью 84, 103 и 113 л.с., в то время как XRAY может похвастаться атмосферниками мощностью 106, 110 и 122 л.с. в сочетании с пятиступенчатой механикой и пятиступенчатым роботом для последнего двигателя. На этом отличия этих двух представителей заканчиваются и больше сводятся к особенностям интерьера.
АвтоВАЗ выпустил миллион автомобилей на платформе B0

Сегодня с первой нитки главного конвейера АвтоВАЗа в Тольятти сошел миллионный автомобиль на платформе B0, изначально разработанной компанией Renault. Юбилейным стал хэтчбек Лада XRAY Cross.
Первая нитка сборочного конвейера — старейшая на АвтоВАЗе. С 1970 года здесь собирали классические Жигули, а в 1984-м прописалась Самара, которая и продержалась на первой нитке вплоть до декабря 2009-го, когда конвейер был закрыт на масштабную реконструкцию. Линию оборудовали по стандартам альянса Renault-Nissan, максимальная производственная мощность выросла с 220 до 350 тысяч машин в год, но пока объем выпуска ограничен мощностью сварочного цеха (280 тысяч автомобилей в год).
Первой моделью, которую начали выпускать на новой линии B0, весной 2012 года стал универсал Лада Ларгус, то есть лицензионная Dacia Logan MCV. Впоследствии здесь освоили производство автомобилей Nissan Almera (выпуск прекращен прошлой осенью), Renault Logan и Sandero, а также Лада XRAY в разных модификациях. В прошлом году с тольяттинского конвейера сошло 188 тысяч автомобилей на платформе B0, а вдобавок АвтоВАЗ производит окрашенные кузова, которые отправляются на завод Renault в алжирском городе Оран. В дальнейшем доля B0-моделей продолжит расти: к локализации готовится Renault Dokker под маркой Лада, на французской платформе будут созданы новые Лада 4х4 и Гранта.
Багажный отсек Renault Sandero
В списке модификаций есть двухпедальные версии с роботом и автоматом. Так что на роль городского автомобиля, грузопассажирские возможности которого почти никогда не используются на все сто процентов, Sandero подходит идеально.
Виды и описание автомобильных платформ
Рынок автомобилестроения постоянно меняется. Производителям необходимо успевать за современными тенденциями: разрабатывать новые модели, производить много и быстро. На этом фоне появились автомобильные платформы. Многие водители даже не догадываются, что одна и та же платформа может использоваться для совершенно разных марок.
Что такое платформа автомобиля
По сути, платформа – это база или основа, на которой могут производиться десятки других автомобилей. И это необязательно одна марка. Например, на платформе Ford C1 производятся такие модели как Mazda 3, Volvo c30, Ford Focus и другие. Нельзя точно определить, какой будет будущая автоплатформа. Отдельные конструктивные элементы определяет сам производитель, но база все же есть.
Она позволяет унифицировать производство, что значительно экономит деньги и время на разработку новых моделей. Можно подумать, что автомобили на одной платформе совсем не отличаются друг от друга, но это не так. Они могут отличаться внешним дизайном, отделкой салона, формой сидений, руля, качеством комплектующих, но основная база будет идентична или почти идентична.
Эта общая база обычно включает следующие элементы:
Lada Largus
Автомобиль пришелся ко двору: колесной базе в 2,9 м завидуют бизнес-седаны, в пятиместном варианте объем багажника, по заводским данным, составляет 560 литров, а при необходимости можно выбрать семиместное исполнение. Стоит ли говорить, что по надежности и ремонтопригодности он не отличается от Логанов?
Renault Sandero SportCup
На платформе B0 было создано немало гоночных версий — в том числе и в России. К примеру, хэтчбек Sandero, форсированный до 150 л.с., принимал участие в Национальном классе Российской серии кольцевых гонок.На платформе B0 было создано немало гоночных версий — в том числе и в России. К примеру, хэтчбек Sandero, форсированный до 150 л.с., принимал участие в Национальном классе Российской серии кольцевых гонок.
Самый солидный
Вероятно, именно таким должен был стать седан Nissan Almera, который начали собирать на АВТОВАЗе в 2013 году на одной линии с Логаном. Стилистику кузова пытались выдержать в духе статусной Теаны, а уж получилось или нет — на сей счет у каждого свое мнение.
Ford CD4Ford CD4 от $22,120
Другим известным разработчиком, регулярно выпускающим универсальные платформы для создания разных машин, является концерн Форд. В частности, на сегодняшний день многие модели бренда Lincoln базируются именно на платформе компании Форд, и такой подход устраивает руководство обеих компаний. Очевидно, что период, когда Ford Motor владел такими брендами, как британский Aston Martin, шведский Volvo или британский Jaguar — Land Rover, пошел на пользу американскому концерну, ведь именно на этот период времени приходятся одни из наиболее удачных разработок инженеров «голубого овала». Так, к примеру, последняя из наиболее известных разработок Форда – платформа EUCD, использовалась не только для прежней генерации седанов Ford Mondeo, но и для нескольких моделей компании Volvo. EUCD–платформа стала основой для популярных седанов S60 и S80, а также для моделей V60 и V70. В последующем, пережив серьезную модернизацию, эта платформа стала базой для создания популярнейшего кроссовера Range Rover Evoque.
Действующее поколение Ford Mondeo, известное на заокеанском рынке как модель Fusion, базируется на платформе CD4 – той же, что служит базой люксового кроссовера Lincoln MKX. Для сравнения, стоимость Fusion в салонах дилеров США стартует с отметки в $22 тысячи, а его «родственник» Lincoln MKX можно купить, заплатив не менее $38 тысячи. Кстати, по некоторым данным, на базе CD4 планируются выпускать Bentley Continental 2021 модельного года, впрочем, по своим габаритам новый Ford Mondeo и Bentley Continental различаются не слишком сильно.
Немного истории
Унификация автомобильного производства произошла не на современном этапе, как это может показаться. В начале своего развития автомобильной платформой считалась рама, с установленным двигателем, подвеской и другими элементами. На эти универсальные «тележки» устанавливали разные по форме кузова. Производством кузовов занимались отдельные ателье. Богатый клиент мог заказать свой уникальный вариант.
В конце 30-х годов крупные автопроизводители вытеснили с рынка мелкие кузовные ателье, поэтому пик разнообразного дизайна пошел на спад. В послевоенные годы они и вовсе исчезли. Выдержали конкуренцию лишь немногие, среди них Pininfarina, Zagato, Karmann, Bertone. Уникальные кузова в 50-е годы уже выпускались за огромные деньги по спецзаказам.
В 60-е годы крупные автопроизводители стали постепенно переходить на несущие кузова. Разработать что-то уникальное стало ещё труднее.
Сейчас существует огромное количество марок, но не многие знают, что все они производятся всего несколькими крупными концернами. Их задача как можно больше удешевить производство, не теряя качества. Только крупные автокорпорации могут разработать новый кузов с правильной аэродинамикой и уникальным дизайном. Например, крупнейшему концерну Volkswagen Group принадлежат марки Audi, Skoda, Bugatti, Seat, Bentley и несколько других. Не удивительно, что многие комплектующие разных марок подходят друг к другу.
Во времена СССР также производились автомобили на одной платформе. Это всем известные «Жигули». База была одна, поэтому детали подходили впоследствии к разным моделям.
Современные автоплатформы
Так как одна база может быть основой для большого числа автомобилей, набор конструктивных элементов варьируется. Производители заранее закладывают в разработанную платформу возможный потенциал. Подбирается несколько типов двигателей, лонжеронов, моторных щитов, форм пола. На эту «тележку» затем устанавливают различные кузова, двигатели, трансмиссии, не говоря уже об электронной начинке и салоне.
Моторы у соплатформенных автомобилей могут быть как разными, так и совершенно одинаковыми. Например, на известной платформе Ford С1 построены Mazda 3 и Ford Focus. Они имеют абсолютно разные двигатели. А вот Nissan Almera и Renault Logan имеют одинаковые двигатели.
Часто у соплатформенных автомобилей совпадает подвеска. Ходовая часть унифицируется, как и рулевое управление и тормозная система. Разные модели могут иметь разные настройки этих систем. Более жесткая подвеска достигается за счет подбора пружин, амортизаторов и стабилизаторов.
Renault Logan
В нашей стране, где седан выпускали под маркой Renault, с 2005 по 2015 год на московском предприятии «Автофрамос» («Рено Россия») собрали более 550 тысяч автомобилей первого поколения.В нашей стране, где седан выпускали под маркой Renault, с 2005 по 2015 год на московском предприятии «Автофрамос» («Рено Россия») собрали более 550 тысяч автомобилей первого поколения.
Несмотря на простоту (базовые комплектации лишены даже усилителя руля) и простецкий внешний вид, Logan подкупал просторным в сравнении с более возрастными одноклассниками салоном и багажником, безразличием к качеству дорог и простотой конструкции.
Самый компактный
Короче всех из модельного ряда, в основе которого лежит платформа B0, стал хэтчбек Renault Sandero. В Румынии — естественно, под маркой Dacia — его освоили в 2007 году, московскую прописку Сандеро получил в 2009-м. Жизненный цикл этой модели оказался заметно короче — в России производство свернули в конце 2014-го, успев выпустить без малого 200 тысяч машин.
Виды платформ
В процессе развития появились несколько видов:
Обычные платформы
Обычные автоплатформы развивались с развитием автомобилестроения. Например, на платформе от Фольксваген PQ35 было построено 19 автомобилей, включая Volkswagen Jetta, Audi Q3, Volkswagen Touran и другие. Трудно поверить, но это так.
Также взять отечественную платформу Lada C. На ней были построены многие автомобили, включая модельный ряд Lada Priora, Lada Vesta и другие. Сейчас от этого производства уже отказались, так как эти модели устарели и не выдержали конкуренции.
Бейдж-инжиниринг
В 70-е годы на автомобильном рынке появился бейдж-инжиниринг. По сути, это создание клона одного автомобиля, но под другой маркой. Зачастую отличия состоят только в нескольких деталях и эмблеме. Особенно много таких примеров в современном автомобилестроении. Самым близким к нам можно назвать автомобили-бейджи Lada Largus и Dacia Logan MCV. Внешне они отличаются только формой решетки радиатора и бампером.
Также можно назвать автоклоны Subaru BRZ и Toyota GT86. Это действительно автомобили-братья, которые внешне совсем не отличаются, только логотипом.