Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    0
    1685

    Датчик температуры охлаждающей жидкости: неисправности, проверка, замена

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

    Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

    Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

    Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

    • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
    • Заметное повышение расхода бензина;
    • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
    • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

    Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

    Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

    Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

    Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

    Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

    Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

    Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

    Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

    1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
    2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
    3. Поместить датчик в чайник;
    4. Замерить показание датчика и записать его;
    5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева — +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
    6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

    Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

    Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.

    Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.

    На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.

    Признаки неисправности ДТОЖ

    Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:

    • плохой запуск двигателя в холодную погоду;
    • повышенный расход топлива;
    • плохой выхлоп на холодном двигателе;
    • проблемы в работе вентилятора системы охлаждения двигателя.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует :

    1. Слить охлаждающую жидкость (автоумельцы не сливают);
    2. Отсоединить разъем с проводами;
    3. Вывернуть датчик (ключ «на 19»).

    Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.

    Как проверить

    После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.

    • мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
    • термометр (с пределом измерений не менее 100 о С);
    • термостойкая емкость объемом 0,5 л.

    Порядок проверки цепи питания ДТОЖ :

    1. Перевести мультиметр в режим вольтметра;
    2. Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
    3. Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
    4. Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В.

    Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.

    Порядок проверки ДТОЖ :

    1. Перевести мультиметр в режим омметра;
    2. Подготовить емкость с горячей водой (около 100 о С);
    3. Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
    4. Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.

    Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:

    Температура ОЖ, °С

    Сопротивление ДТОЖ, Ом

    ДТОЖ: замена датчика температуры охлаждающей жидкости

    Поверить в то, что крохотный, простейший, как инфузория, датчик имеет такое огромное влияние на работу современного двигателя автомобиля, довольно сложно, но факт остается фактом — система управления двигателем состоит из мелочей, но мелочей четко синхронизированных и взаимосвязанных между собой. С массовым появлением на ДВС инжекторной системы впрыска появилась отличная возможность доверить средствам электроники не только ставить водителя в известность при критических параметрах, жизненно важных для работы мотора, но и оперативно и мгновенно влиять на них с точностью до доли секунды. Это дало возможность реализовывать мощность и крутящий момент с высоким КПД, снизить расход топлива и увеличить ресурс двигателя.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости и его значение

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    На фото — датчик температуры охлаждающей жидкости, сильно влияющего на работу двигателя авто

    Температура антифриза во время работы двигателя — это очень важный показатель эффективности работы. Поэтому не странно, что даже в допотопных моторах и стареньких автомобилях одно из самых почетных мест на приборке занимал указатель температуры. Даже не давление масла, не количество оборотов, а именно указатель температуры двигателя. Правда, точность определения ее была несколько иная, но факт остается фактом — в брутальном и беспощадном ГАЗ 69 или ЗИЛ 130 термометр был вынесен на самое видное место. А вот с появлением инжекторных систем питания, электронного бесконтактного зажигания и логичного объединения всего этого хозяйства в единую систему под управлением блока электроники, мы получили безграничные возможности по регулированию параметров двигателя в реальном времени.

    Задача простенького датчика температуры антифриза — контроль внутренней моментальной температуры двигателя и передача результатов замеров на электронный блок управления. Этот датчик не стоит путать с датчиком температуры, который выдает показания непосредственно на панель приборов, на шкалу указателя, как на классических ВАЗ 2106, 2107 или на 2114 без инжектора. Этот датчик тоже никуда не пропал и работает параллельно. Они даже визуально отличаются тем, что ДТОЖ имеет два вывода, а простой датчик — всего один. Показания этого датчика едва ли не самые важные при оценке состояния и режима работы двигателя, которую ежесекундно проводит ЭБУ. Даже в самых простых инжекторных моторах ВАЗ 2109, 2110, 2115, в старых импортных автомобилях с моновпрыском от его показаний зависит количество топлива, которое инжектор подает в камеру сгорания, работа катализатора, система рециркуляции выхлопных газов в автомобилях с наддувом, даже работа трансмиссии в более современных автомобилях, таких, как Ауди А4, Форд Мондео, Субару или Фольксваген Тигуан. Поэтому некорректная работа датчика температуры может повлечь за собой отклонения в работе каждой из систем.

    Видеоурок по замене датчика охлаждающей жидкости

    Для чего используется и на что влияет ДТОЖ

    Влияние состояния датчика на работу двигателя и систем автомобиля довольно велико, но если рассматривать вопрос о его влиянии на работу мотора в ознакомительных целях, то уже можно выделить основные функции управления двигателем, в которых принимает участие датчик температуры:

    • Концентрация топлива в топливо-воздушной смеси, а попросту — обогащение смеси. Если температура двигателя низкая, или ЭБУ получает неверный заниженный показатель от датчика, блок управления увеличивает время импульса форсунки для обогащения смеси и более интенсивного прогрева мотора. Поэтому двигатель прогревается быстрее и равномернее, а стабильность работы на холостых оборотах неизменна. Как только температура выходит в рабочий диапазон, ЭБУ уменьшает подачу топлива аналогично воздушной заслонке в карбюраторных двигателях ВАЗ 2101-2107. При некорректных показаниях датчика только в этом случае уже имеем перегрев мотора, повышенный расход. Это, кстати, было причиной отзывов нескольких партий Пежо 306 из Европы. У них из-за негерметичности прокладки датчика он быстро окислялся и часто давал неверные показания, что привело к смерти нескольких моторов.
    • Угол опережения зажигания. Этот параметр имеет решающее значение при регулировке уровня выброса СО на непрогретом моторе или при превышении значений рабочего диапазона температур. В свою очередь, корректная установка угла опережения зажигания в определенном режиме работы двигателя сильно влияет и на расход топлива.
    • Рециркуляция выхлопа. Рециркуляционный клапан должен открываться при строго определенной температуре для ускорения прогрева. Если клапан откроется раньше времени, двигатель не прогреется долго, что влечет за собой нестабильную работу на холостых, мотор глохнет или троит, работает со сбоями.

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

    ДТОЖ принимает участие в автоматической регулировке холостых оборотов и блокировке гидромуфты АКПП

    • Продувка угольного фильтра. Фильтр системы улавливания паров бензина противопоказано продувать, пока мотор не разогреется. Занижение температурных показателей и в этом случае приводит к нестабильной работе и высокому расходу топлива.
    • Автоматическая регулировка холостых оборотов. Информацию о необходимом количестве оборотов на холостых ЭБУ тоже формирует на основании импульса датчика.
    • Блокировка гидромуфты АКПП. На автомобилях с автоматической трансмиссией, Фольксааген Пассат Б5, Фольсваген Турег, Ситроен С4, муфта гидротрансформатора не разблокируется до тех пор, пока двигатель не прогреется. Только при достижении рабочей температуры гидромуфта разблокируется и автомобиль может начать движение.

    Самым явным признаком поломки или некорректной работы датчика стала работа вентилятора основного радиатора с электроприводом. Но на некоторых двигателях, Дэу Ланос, Нексия, Шевроле Авео, Лада Калина, Приора, для контроля температуры включения привода электровентилятора используется либо другой датчик, либо датчик указателя температуры.

    Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

    Принцип работы устройства прост — это обычный термистор, то есть резистор, который меняет сопротивление, в зависимости от температуры антифриза. Чаще всего, при росте температуры ОЖ, сопротивление датчика понижается до тех пор, пока мотор не выйдет на оптимальный режим работы. К примеру, стандартный датчик General Motors, который применяется в Опель Астра, Дэу и Шевроле Авео, имеет сопротивление 11 000 Ом при температуре -30°C, а на 120°C сопротивление уменьшается до 190 Ом. Поэтому перед тем, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. его несложно проверить на работоспособность, зная его параметры. Тяжелее всего его достать и добраться к нему. В отечественных автомобилях ВАЗ 2110, на Приоре, на Калине, на некоторых иномарках, датчик расположен прямо в корпусе термостата или вкручен в корпус головки блока, как на Рено Логан, достать его не так сложно. Что же касается Пассата Б6 и других автомобилей концерна VAG, для проверки датчика придется разобрать половину системы охлаждения, поскольку находится он между моторным щитком и блоком цилиндров.

    В автомобилях выпуска после 1996 года, на которых установлена бортовая система самодиагностики OBDII, неисправный датчик может блокировать некоторые системы мониторинга и контроля, а без них машина не пройдет тест на СО. В этих случаях на приборке загорается лампочка CheckEngine, и может быть выдан один из кодов неисправности при проверке — Р0117, Р0118 или Р0125. Датчики диагностируются только в комплексе с другими системами, а их показания можно проверить и самому. Но вышедший из строя датчик даст о себе знать и визуально — коррозия на зажимах, трещины на корпусе, течь антифриза. Эти внешние симптомы уже говорят о том, что датчик не в порядке и его пора менять.

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Нестабильная работа двигателя: скачут клапаны инжектора на холостом ходу

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Причины загорания датчика давления масла на холостых оборотах двигателя

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Сумей распознать признаки неисправности датчика детонации вовремя

    Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости Карбюратор ВАЗ 2107: самостоятельная регулировка и настройка

    Источники: http://okeydrive.ru/datchik-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti-neispravnosti-proverka/, http://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/repair/repair-lada-vesta/1906-zamena-i-proverka-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-na-lada.html, http://avtomotospec.ru/remont-avtomobilya/zamena-datchika-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti.html

    14 КОММЕНТАРИИ

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here