Ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110, 2111, 2112
Содержание
Рулевая рейка предназначена для передачи усилия от руля на управляемые передние колеса автомобиля.
Ее конструкция состоит из самой рейки, представляющей собой стальную планку с насеченными зубьями, металлического корпуса, а также дополнительных элементов в виде подшипников, втулок, уплотнителей, пыльников и др.
Рейка приводится в движение зубьями приводной шестерни рулевого вала, которая проворачиваясь, перемещает рейку влево или вправо.
К рейке крепятся рулевые тяги, которые, собственно, и заставляют колеса поворачивать в ту или иную сторону.
Рулевая рейка расположена в подкапотном пространстве с тыльной стороны двигателя, и крепится к нижней части перегородки моторного отсека и салона.
За исключением последних версий, оснащенных электроусилителем, «десятки» устройствами усилителя руля не комплектовались.
Основные неисправности
Как и любая другая механическая конструкция, рулевая рейка в силу тех или иных обстоятельств может подавать признаки неисправности. К ним относятся:
- хруст (стук) при выворачивании рулевого колеса;
- «тугой» руль;
- увеличенный люфт рулевого колеса или приводной шестерни рулевого вала;
- вибрация рулевого вала при движении;
- неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки передних колес.
Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что пришло время ремонта или замены рулевой рейки. Однако не стоит спешить с заменой. Сама рейка выполнена из прочной стали, и вывести ее из строя не так и просто. Чаще всего в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:
- опорная втулка;
- подшипники приводной шестерни (шариковый и игольчатый);
- уплотнители;
- пыльники и др.
Причин выхода из строя этих деталей может быть сколько угодно, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в том, что саму рейку менять не придется, можно обойтись мелким ремонтом рулевой конструкции, заключающемся в замене перечисленных «расходников».
Решив отремонтировать рулевую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за самый простой ремкомплект вам придется заплатить около 300 рублей. Полный комплект, включающий подшипники, будет стоить порядка 500-700 рублей. Вся начинка, вместе с рейкой обойдется в 1500 рублей.
Желательно перед покупкой ремкомплекта знать маркировку рейки, так как они могут отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска «десятки».
Стоимость ремонтных работ, в зависимости от СТО, составит 1000-1500 рублей. Если же вы не желаете переплачивать за работу, отремонтировать рейку можно и собственными силами.
Порядок работ
- Демонтируйте рулевую рейку в сборе.
- Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) рулевого механизма.
- Отверните упорную гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
- Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
- Легкими ударами корпуса рулевого управления о деревянный брусок выбейте упор рейки (поршень) и извлеките его вместе с уплотнителем.
- Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
- Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
- Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием диаметром не менее 18,5 мм).
- Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
- Извлеките рейку из корпуса.
- Вытащите из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
- Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на наличие люфта. Если он есть, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место тем же образом установите новый.
- Извлеките из корпуса игольчатый подшипник, просверлив два отверстия тонким сверлом (2 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его при помощи тонкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» или «быстрой сталью». В крайнем случае, подшипник можно разбить при помощи узкого зубила (не рекомендуется!).
- Обильно смажьте посадочное место, установите в него новый игольчатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
- Установите новую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненужные фрагменты.
- Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 или аналог).
- Вставьте рейку в корпус.
- Установите на место приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
- Поставьте на место новый упор с новым уплотнителем. Зафиксируйте его стопорным кольцом. Поместите в его отверстие пружину. Заверните упорную гайку.
- Отрегулируйте рейку, сначала затянув упорную гайку до конца, а потом отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
- Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
- Установите перебранную конструкцию на автомобиль.
Заключение
По окончании сборки проверьте, нет ли вертикального люфта рулевого вала. Осторожно проедьтесь, оценивая эффективность рулевого управления. Обратите внимание на посторонние шумы в районе рейки. Если все нормально, отправляйтесь на СТО для регулирования «развала-схождения».
Самостоятельный ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110
Вечных механизмов не существует, и автомобильные узлы и агрегаты не исключение. При движении по неровным дорогам рано или поздно вы можете услышать стук, отдающий в руль. Также стук может ощущаться при повороте руля, стоя на месте. Это главные признаки того, что настало время ремонта рулевой рейки вашего ВАЗ 2110.
Как определить состояние рейки?
Взявшись за рулевой вал возле стыка с рейкой, попробуйте подергать его вверх и вниз. Если услышите стук, корпус рейки требует ремонта. Дело может быть в отсутствии смазки в игольчатом подшипнике.
Для проверки люфта втулки и соприкосновения рейки с рулевой шестерней нужно взяться за стык рулевых тяг из-под капота, и попробовать пошевелить вал. Если дело в недостаточной затяжке узлов, это не очень плохо, но если стыки доносятся из рейки, вам придется выбрать один из следующих вариантов:
- покупка новой рейки для ВАЗ 2110;
- восстановление изношенной рейки у мастеров;
- самостоятельный ремонт рейки.
Если у вас есть деньги на новую деталь, лучше ее купите. Профессиональное восстановление механизма в мастерской тоже стоит немалых денег, а самым экономичным вариантом является, разумеется, самостоятельный ремонт.
Что нужно знать?
Восстановить рейку можно при помощи специальных ремкомплектов для рулевой рейки, которые имеют разные комплектации:
- Минимальный комплект с подшипником, шайбой, новой гайкой и втулками (около 250 рублей).
- Расширенный комплект с валами и подшипниками (около 500 рублей).
- Полный ремонтный комплект для рейки, включающий в себя саму рейку (от 900 до 1200 рублей).
Конструкция рейки ВАЗ 2110
Демонтаж и установка рулевой рейки на автомобиль – дело несложное, но требующее определенного времени и терпения.
Также вам понадобится ключ-восьмигранник на 24 с внутренним отверстием.
Если у вас нет в арсенале такого инструмента, можно использовать длинный болт с головкой на 17. Выточите из шестигранной головки треугольную, слегка подточив одну из граней. Боковые части болта подточите под ключ на 10 и вы получите необходимый специальный ключ.
Установка ремонтного комплекта
Сначала нужно извлечь опорную втулку, поддев ее плоской отверткой. После этого место под опорную втулку нужно смазать, а затем отверткой через отверстие вставляем втулку на место.
Подрезаем уплотнительные кольца и меняем роликовый подшипник. Также производим замену подшипника на валу приводной шестерни.
Вставляем рейку внутрь корпуса и собираем все в обратном порядке, смазывая все детали.
Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2110
Регулировку рулевой рейки автомобиля ВАЗ 2110 производят в зажатом в тиски состоянии. Механизм фиксируют так, чтобы он не шевелился. Сделать это можно, подложив по бокам деревянные бруски.
Взявшись руками за тяги рейки, называемые также усами, их нужно пошатать. Это позволит вам определить величину люфта.
Для устранения люфта рулевой рейки нужно использовать изготовленный или купленный специальный ключ. Его нужно вставить и провернуть на 10-15 градусов против часовой стрелки, а после этого попробовать еще раз пошатать тяги, взявшись за них руками.
Если люфт вы ощутите даже при последующей проверке, подтяните гайку еще на 10-15 градусов. Повторять процедуру нужно до тех пор, пока люфт полностью не пропадет.
Выработка рулевой рейки на каждом автомобиле разная, поэтому определенного момента затяжки просто не существует. Следует отметить, что рейку нельзя ни в коем случае перетягивать, иначе руль будет вращаться слишком туго.
После регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110 нужно закернить гайку упора, аккуратно оббив резьбу картера.
Проверка зазоров
Для проверки зазора между упором рулевой рейки и гайкой упора необходимо действовать следующим образом:
- Снимите рулевой механизм с «десятки».
- Установите рейку в среднее положение, которое определяют особым размером — 87±0,25 миллиметров от торца рейки до оси шестерни. С помощью специального приспособления рейку следует нагрузить силой 51±2 кгс на расстоянии 84 миллиметров от оси шестерни в сторону упора рулевой рейки.
- Максимально допустимое значение зазора между упором и гайкой составляет 0,2 мм. Максимальное допустимое перемещение Х рулевой рейки, измеряемое через относительное передвижение нажимного пуансона не должно быть более 0,16 мм.
Итак, вы теперь знаете, как заменить и отрегулировать рулевую рейку своими руками, сэкономив деньги на профессиональном сервисе.
Видео: Рулевой механизм. Снимаем и разбираем. ВАЗ 2110-2112
Видео: Ремонт рулевой рейки ВАЗ. Сделай Сам!
Acura Audi BMW Cadillac Chevrolet Chrysler Citroen Daewoo Dodge Fiat Ford GMC Honda Hummer Hyundai Infiniti Isuzu Jaguar Jeep Kia Land Rover Lexus Mazda Mercedes Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Porsche Renault Rover Saab Seat Skoda Ssang Yong Subaru Suzuki Toyota Volvo VW
Пошаговый ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110
Признаки необходимости ремонта рулевой рейки – порванный пыльник, люфт и стук в рулевом колесе.
Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 можно осуществить самостоятельно при наличии пары прямых рук и инструмента.
Снимаем рулевую рейку
Начнем по порядку:
— Откручиваем механическую защиту, которая будет помехой во время работы
— Далее необходимо отогнуть защитные пластины болтов, крепящих рулевые тяги
— Теперь рулевая рейка ВАЗ 2110 может быть откручена от кузова
— Следующим этапом разъединяем вал приводящей шестеренки от вала промежуточного рулевого управления, открутив болт крепления. Можно снимать рейку, предварительно расклинив крепление промежуточного вала.
— Для облегчения снятия можно привязать к ней и к гвоздодеру веревку. После нескольких рывков рейка обычно выскакивает.
Как видите, замена рулевой рейки ВАЗ 2110 не составит большого труда. Новая деталь устанавливается на место в обратном порядке.
Разбираем рулевую рейку
Неисправная деталь снята и лежит перед нами. Теперь можно попытаться сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 своими руками. Для ее разборки вам понадобится специнструмент, или немного терпения и смекалки.
Упорная гайка откручивается с помощью специального ключа. Если такого инструмента нет в наличии, можно обточить мощный болт под голову на 17, превратив шестигранную головку в треугольную. Затем, подточив у него стержень под ключ на 10, с легкостью отвернуть злополучную гайку, извлечь пружину, фиксирующее кольцо и упор.
Далее необходимо снять пыльник вала приводящей шестерни и достать еще одно фиксирующее колечко
Теперь нам предстоит борьба с еще одной непростой гайкой под восьмигранник, да еще и с валом посередине. Открутить гайку, крепящую подшипник приводной шестеренки, поможет изогнутый ключ накидного типа на 17, с обточенной наружной частью под восьмигранник.
Следующим этапом аккуратно зажимаем вал приводной шестерни в тиски. Бережно, через проставку из дерева, сбиваем корпус. Теперь можно свободно достать рейку из корпуса и произвести дефектовку.
Сборка с использованием ремкомплекта
Если деталь без сильного износа, можно использовать ремкомплект рулевой рейки ВАЗ 2110.
Сборка производится в следующей последовательности:
— Поддеваем плоской отверткой и достаем опорную втулку, после чего смазываем ее посадочное место и ставим обратно из набора.
— Заменим подшипник вала приводной шестерни и роликовый подшипник
— Возвращаем отремонтированную запчасть в корпус, крепим вал приводной шестерни на свое место. После того, как закрученную гайку фиксировали стопорным кольцом, можно надеть пыльник.
-Ставим упор, пружинку, стопорное кольцо и зажимаем упорную гайку.
— Для регулировки нужно закрутить упорную гайку до несильного опора и отпустить на 30 градусов.
— Работа близится к завершению. Закрываем заглушкой отверстие упорной гайки, набиваем смазкой, надеваем пыльники и затягиваем хомуты. Осталось установить практически новую деталь на автомобиль.
Кстати, ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108 своими руками ничем особенным не отличается – только ремкомплект для нее свой.
Похожие статьи:
- Устранение стука рулевой рейки…
- Самостоятельная замена…
- Замена шарнира разноугловых…
- Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110
- Авео Т250. Разбор подвески
- Замена переднего подшипника…
Источники: http://mylada.net/remont/rulevoj-rejki-na-vaz-2110.html, http://driving24.ru/samostoyatelnyj-remont-rulevoj-rejki-vaz-2110/, http://emex52.ru/poshagovyj-remont-rulevoj-rejki-vaz-2110.html