Конструкция печки ваз 2109

    0
    3660

    Каково устройство печки ВАЗ-2109 с низкой и высокой панелью

    Конструкция печки ваз 2109 Систему отопления салона вазовской «девятки» можно назвать традиционной. Комфортная температура обеспечивается благодаря теплому воздуху, подогреваемому радиатором отопителя. Направляется он в салон через систему воздухопроводов. По сути, здесь все достаточно просто. Однако нередко владельцы «девяток» испытывают проблемы с данным узлом авто. Особенно неприятно, когда они возникают в холодную пору года. Зачастую данные проблемы можно устранить своими руками. Но перед тем как приступать к ремонту, следует знать не только возможные причины, но и понимать, что и где находится.

    Устройство печки автомобиля ВАЗ-2109

    Как уже говорилось выше, конструкция система обогрева «девятки» достаточно простая. Давайте рассмотрим ее немного детальнее. В частности, сама печка состоит из 2-х кожухов. Изготовлены они из пластмассы и соединены между собой специальными скобами. В качестве уплотнителя конструкторы решили использовать жгут – он закладывается в соответствующие пазы кожухов. В верхней части отопителя находится вентилятор, отвечающий за принудительную подачу нагретого воздуха в салон автомобиля. Крепится он с помощью 2 винтов. Следует отметить, что вентилятор в случае необходимости можно снять или поставить на место, подобравшись к нему со стороны моторного отсека. Данное решение является достаточно удобным.

    К кожухам вентилятора крепится электрический двигатель. Установка 2-х спиралей резистора позволят выбирать одну из трех возможных скоростей вращения. Следует отметить один момент. За выбор желаемой скорости отвечает дополнительный резистор.

    Находится он с левой стороны кожуха печки, и крепится с помощью 1 винта. Найти его при необходимости будет несложно.

    В кожухах печки установлен радиатор, здесь, собственно, и происходит подогрев воздуха, подаваемого затем в салон. Находится он с правой стороны. К кожуху радиатор прикреплен с помощью 3-х винтов, а в качестве уплотнителя конструкторы выбрали пенополиуретановую прокладку. Состоит нагреватель из:

    • охлаждающих пластин;
    • трубок;
    • 2-х пластмассовых бачков.

    Также достаточно простой является и конструкция краника отопителя. Он состоит из корпуса и 2-х пар патрубков. Резиновыми шлангами к системе охлаждения подсоединяется краник печки. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. За циркуляцию жидкости в системе охлаждения отвечает насос. На подводящей магистрали в корпусе крана располагается клапан. В нем имеется отверстие, пропускающее охлаждающую жидкость. Управлять подогревом воздуха можно с помощью соответствующей рукоятки. Обеспечивается это благодаря соединению через тягу ее рычага с клапаном. Принцип действия здесь следующий. После поворота рычага имеющееся в клапане отверстие открывает магистраль. После этого жидкость по освобожденному от препятствия пути начинает поступать в радиатор.

    Непосредственно печкой можно управлять, меняя положение 3-х рукояток. Их рычаги установлены на осях пластмассового кронштейна, а тот, в свою очередь, прикреплен с помощью 4-х винтов к приборной панели. Давайте рассмотрим, как работает данная система. Рукояткой, отвечающей за управление подогревом можно воздействовать на рычаг грана. Как уже говорилось, осуществляется это через тягу. Также данной рукояткой регулируется и положение заслонки, путем воздействия на рычаг ее привода.

    Чтобы запустить процесс подачи в салон теплого воздуха, нужно проделать одну простую манипуляцию. Просто передвиньте рукоятку в крайнее правое положение. После этого полностью откроются кран и заслонка, и жидкость устремится в радиатор. Вентилятор, в свою очередь, будет принудительно подавать уже нагретый воздух в салон автомобиля – правда, здесь придется немного подождать. Прежде чем вы ощутите тепло, радиатор еще должен нагреть жидкость до нужной температуры.

    Конструкция печки ваз 2109 Если переместить рукоятку в среднее положение, то заслонка и кран займут «полупозицию». Соответственно, через радиатор будет проходить не весь объем жидкости, а лишь ее часть. Иными словами, вы регулируете необходимый на данный момент уровень прогрева. Для того чтобы подача теплого воздуха в салон полностью прекратилась, просто передвиньте рукоятку в крайнее левое положение. Это приведет к полному перекрытию заслонки и краника. Если запустить вентилятор, то он будет подавать в салон авто уже не теплый, а холодный воздух.

    Верхняя левая рукоятка отвечает за поступление воздуха в зону ног. С помощью тяги она соединяется с рычагом заслонки. Принцип действия здесь также очень простой. Переместив рукоятку влево, тем самым вы открываете заслонку обогрева ног. При этом воздух из кожухов будет направлен в окна. Следует отметить, в зону ног пассажиров, сидящих на заднем сиденье, теплый воздух будет подаваться по воздухопроводу внутренней вентиляции. Рукоятка, отвечающая за обдув воздухом лобового стекла с помощью тяги соединена с рычагом привода соответствующей заслонки. Как и в предыдущем случае, меняя ее положение, вы открываете или, наоборот, закрываете, путь воздуху к лобовому стеклу.

    У печки, установленной на ВАЗ-2109, 2 центральных и 2 боковых (левое и правое сопла). Они нужны для того, чтобы обеспечить обдув теплым воздухом пассажиров и стекол передних дверей. На корпусе каждого сопла есть заслонка с уплотнителем, изготовленным из пенополиуретана. Ее положение можно менять, перемещая в ту или иную сторону соответствующий рычажок. Это позволяет, в свою очередь, регулировать интенсивность воздушного потока. Это еще не все. Можно также менять и направление потока воздуха – делается это с помощью рычажка, вынуждающего занять нужное вам положение сопло и лопатки.

    Теперь давайте рассмотрим некоторые цифры. Если система отопления работает нормально, то, как утверждает производитель, печка «девятки», работающая «на максимуме», должна обеспечить в салоне температуру плюс 20 градусов при таком же показателе, но со знаком «минус» за бортом. Конструкторы, по всей видимости, очень хорошо усвоили пословицу, говорящую о необходимости держать голову в холоде, а ноги в тепле. Работа печки «девятки» полностью ей соответствует. В режиме максимального обогрева температура в зоне ног должна быть не менее плюс 25 при тех же минус 20 за бортом.

    Конструкция печки ваз 2109 Конструкция ВАЗ-2109 также предусматривает отсос из салона воздуха. Для этого в автомобиле есть вытяжная вентиляция. Конструкторы установили ее в задней части «девятки – позади кузовных проемов для боковых стекол. Помимо этого, отсос воздуха из салона также осуществляется и благодаря разрежению, возникающему у дефлекторов, когда автомобиль находится в движении. В данном случае отжимаются резиновые клапаны, предотвращающие попадание в салон воздуха снаружи при боковом ветре, и выпускают его в обратном направлении.

    Следует отметить, что печка на «девятках» достаточно капризная, да и некоторые просчеты конструкторов здесь тоже присутствуют. Например, на ВАЗ-2109 с высокой панелью между корпусом печки и заслонкой всегда присутствует щель. Это следствие одного из упомянутых выше конструкторских просчетов. Избавиться от нее с помощью уплотнителей невозможно. Также щель не получается устранить подтягиванием заслонки. Все дело в том, что перемещающий ее рычаг есть только лишь с одной стороны. Получается, что он тянет заслонку на излом, и из-за этого и образуется щель. При этом «девятки» с низкой панелью такой проблемы не имеют.

    Лада 2115 16 Valve Red Bullシ › Бортжурнал › Переделка заслонки печки ВАЗ 2109 высокая панель (2113,14,15)

    Всем доброго времени суток. Думаю многие владельцы Самар с высокой панелью, а также 2113-14-15х испытывали проблемы с обогревом салона в зимний период. Причин тому много, это и радиатор какой-либо другой фирмы, но не ДААЗ. маленькая скорость вращения вентилятора, но я хочу заострить особое внимание на заслонке, которая переключает поток воздуха от моторчика печки и направляет его либо через радиатор отопителя, либо минуя его напрямую в салон. Многие решают эту проблему подтягиванием тросика, который двигает эту заслонку, кто-то проклеивает заслонку вдоль и поперёк (как это делал я), результат есть, но это только так кажется первое время.

    Много уплотнителя ушло на заслонку…

    Между заслонкой и корпусом печки всегда будет щель!Всегда, вы никуда от неё не избавитесь, сколько бы вы не клеили уплотнителей и не подтягивали заслонку!

    Она самая, через неё и дует холодный воздух на боковые стёкла…

    Эта щель образуется в результате того, что рычажок, который тянет заслонку находится только с одной стороны, и тянет заслонку на излом, в результате чего образуется щель.

    Вот, примерно так это выглядит

    Никто ведь никогда не задумывался, почему такая проблема только у печки с высокой панелью? Ведь владельцы авто с низкой панелью старых 2108-09 не испытывают таких проблем. Обратимся к схеме работы отопителя ВАЗ 2108 (низкая панель слева) и 2108-01 (высокая панель справа).

    Схема работы отопителя

    Что мы наблюдаем на этой схеме. Как видно что моторчик печки, что заслонки меняющие потоки воздуха на лобовое-боковые-в ноги одинаковые на том и другом отопителе. Два существенных различия между этими отопителями заключается в расположении радиатора отопителя (низкая панель более вертикальное расположение) и заслонки отопителя. У отопителя с низкой панелью заслонка переводящая потоки воздуха через радиатор либо минуя его простая, лёгкая, воздух либо идёт через радиатор либо минует его, больше ему деваться некуда. Что же мы видим у отопителя с высокой панелью. Радиатор расположен более горизонтально, соответственно площадь обдува воздухом больше, больше КПД, теплее в салоне. Но вот заслонка это Ахиллесова пята этой конструкции. Сама по себе она как "ковш" т.е когда вы направляете поток воздуха через радиатор, моторчик гонит воздух как через радиатор, так и в пространство заслонки, где есть щели! Вот наглядно пытаюсь это изобразить.

    Направление воздуха при закрытой заслонке…

    Что предлагаю сделать я. Объединить достоинства отопителя с низкой панелью и высокой, а именно переделать заслонку "ковш" на подобии заслонки печки с низкой панелью. Суть переделки в том, чтобы не дать воздуху который гонит моторчик отопителя заходить в пространство между заслонкой и корпусом печки как на отопителе 2108-01. а сразу направлять его через радиатор. Вот наглядно попытался изобразить.

    Заслонка в холодном положении

    Заслонка в горячем положении

    Дальше на фотографиях я думаю всё понятно будет. Теперь заслонка лёгкая, простая, никакого излома нет, воздуху деваться некуда, либо 100% через радиатор, либо минуя его. Надеюсь эта доработка кому-то понравится и кто-нибудь попробует также сделать, как говорится готовь сани летом. Всем удачи и добра.

    Устройство печки ВАЗ-21099

    Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой обогрева. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.
    На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система обогрева, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон.
    Конструкция печки ваз 2109
    Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

    Конструкция отопителя ВАЗ-21099

    А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем поступает в требуемые зоны по воздуховодам.
    Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

    • корпус из пластика;
    • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
    • вентилятор с электроприводом;
    • воздуховоды;
    • механизм управления отопителем.

    На этом авто применялись обогреватели двух модификаций, несколько отличающиеся конструктивно, но составные части у них полностью идентичны.
    Конструкция печки ваз 2109

    Корпус, радиатор, заслонки

    Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое вентилятором движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.
    Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Конструктивно радиатор отопителя идентичен основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

    Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

    Перенаправление воздуха осуществляется за счет заслонок, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.
    Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно подается на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).
    Основная же заслонка обеспечивает подачу воздушного потока на радиатор или же в обход него. Делается это все потому, что отопитель также играет роль системы принудительной вентиляции салона. Это позволяет в летнее время обеспечить подачу прохладного воздуха. И для этого необходимо лишь перенаправить движение в обход теплообменника, а на сам радиатор прекратит подачу разогретой ОЖ. Для отключения теплообменника от системы охлаждения применяется кран, устанавливаемый на подающий патрубок перед радиатором.

    Вентилятор

    Воздушный поток создается вентилятором типа «беличье колесо», приводимое в действие от электродвигателя. Эти два элемента заключены в свой отдельный корпус, устанавливаемый сверху на корпус отопителя. Причем конструктивно сделано так, чтобы обеспечить максимально простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых составляющих системы.
    Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).

    Механизм управления

    Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.

    Для перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи охлаждающей жидкости применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.
    Нижний ползунок является основным, поскольку им осуществляется изменение режима системы (обогрев или вентиляция). Им управляется сразу два элемента – основная заслонка и кран. При переводе этого ползуна в режим «вентиляция» одновременно закрывается кран и заслонка, что обеспечивает движение воздуха в обход теплообменника. И все с точностью до наоборот — при переводе его в режим «обогрев».
    Двумя остальными ползунами управляются две другие заслонки – подачи на лобовое стекло и в зону ног. К примеру, при своде их к центру (левый ползунок до упора вправо, а правый – влево), воздуховод зоны ног будет закрыт, а ведущий на лобовое стекло – открыт. При разведении же этих ползунков по краям, горячий воздух поступит к ногам (причем также перекроется подача его на центральные дефлекторы).
    Соединение ползунком с заслонками и краном осуществляется тросиками. Причем к основному ползунку их подходит сразу два, поскольку он одновременно открывает-закрывает заслонку и кран.

    Отопители старого и нового образца

    Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.
    В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.
    При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.
    В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.
    Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.
    В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

    Источники: http://ladaautos.ru/vaz-2109/kakovo-ustrojstvo-pechki-vaz-2109-s-nizkoj-i-vysokoj-panelyu.html, http://www.drive2.ru/l/453079056066282562/, http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/ustrojstvo-pechki-vaz-21099/

    14 КОММЕНТАРИИ

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here