Плохой холостой ход в инжекторных двигателях: проблемы и решения

0
407

Причины и симптомы неисправностей

Содержание

Нестабильная работа мотора на холостом ходу – это реакция силового агрегата на неполадку, возникшую в одной из следующих систем автомобиля:

  • элементы схемы зажигания;
  • электроника, управляющая инжектором;
  • топливоподача;
  • неисправности самого мотора.

Чтобы разобраться, почему «плавают» обороты двигателя, рекомендуется действовать методом исключения, двигаясь от простого к сложному. Сначала нужно проверить собственные подозрения – ведь только автолюбителю известно, что происходило с машиной незадолго до появления «трясучки» мотора. Припомните последние мероприятия по ремонту или замене деталей в одной из перечисленных систем и копайте в этом направлении.

Совет. В процессе диагностики обращайте внимание на дополнительные симптомы, проявляющиеся на холостом ходу и рабочих оборотах двигателя. Эти признаки помогут сузить круг «подозреваемых» элементов и узлов автомобиля.

Неполадки системы зажигания

В данном случае неустойчивая работа двигателя на холостом ходу сопровождается пропусками циклов зажигания в одном либо нескольких цилиндрах – мотор начинает «троить». Причины кроются в неисправности таких элементов:

  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода;
  • катушка высокого напряжения (на инжектор ставится один общий модуль зажигания);
  • в карбюраторных моторах – главный распределитель (трамблер).

Нерабочая свеча или бронепровод обнаруживается старым «дедовским» методом – поочередным снятием наконечников со свечных контактов при работающем двигателе. Если при отключении «люльки» обороты силового агрегата не падают, нужно проверить сопротивление данного провода и состояние электродов. Желательно вывернуть все свечи, дабы сравнить цвет нагара рабочей части. На неисправную свечу укажет черная сажа – остатки несгоревшего топлива.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Важный момент. Проблемы системы зажигания характеризуются стабильной «трясучкой» мотора и выстрелами во впускной коллектор. Если «плавают» обороты двигателя (периодически возрастают и падают), причину следует искать в другом месте.

Высоковольтные провода легко проверить на обрыв мультиметром – сопротивление должно находиться в диапазоне 3,5–10 кОм. Катушки или модуль зажигания диагностируется в условиях СТО. Отдельная история – неполадки трамблера, установленного на карбюраторных версиях авто. Причиной нестабильной работы могут быть такие неисправности:

  • трещина в крышке распределителя, куда подсоединяются провода;
  • вышел из строя подвижный контакт – бегунок;
  • датчик Холла сильно загрязнен металлической стружкой;
  • подгорели контакты механического зажигания;
  • износился подшипник контактной пары.

Проблемы с электроникой

Вибрация и повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе нередко возникают по причине накопления ошибок в памяти контроллера. Очистка производится просто: отключите минусовую клемму аккумулятора на 15 минут. Зачастую такой прием сразу дает положительный результат – силовой агрегат начинает работать в нормальном режиме.

Рекомендация. Если очистку приходится выполнять постоянно, стоит обратиться на станцию техобслуживания. Причину накопления ошибок должен выяснить мастер – электронщик.

Причиной неустойчивых оборотов силового агрегата зачастую становится алгоритм работы электронного блока управления. Когда приходит в негодность один из ключевых датчиков, контроллер включает аварийный режим и готовит топливовоздушную смесь, ориентируясь по исправным приборам. Характерные симптомы:

  1. Мотор трясется и работает нестабильно.
  2. Инжектор подает обогащенную топливовоздушную смесь, отчего возрастает расход бензина.
  3. Из выхлопной трубы идет черный дым.
  4. На электродах свечей откладывается сажа.

В современном автомобиле далеко не один датчик отвечает за обороты двигателя на холостом ходу. Информацию контроллеру передает несколько основных приборов:

  • ДМРВ – измеритель расхода всасываемого воздуха либо его преемник – датчик абсолютного давления (ДАД);
  • лямбда – зонд – измеритель количества кислорода в выхлопных газах;
  • ДПДВ – определитель положения дросселя, подключенного к педали акселератора;
  • датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).

Простейший способ проверить указанные приборы – поочередно отключать электрические разъемы, наблюдая за поведением мотора.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых
На каком датчике отсоединение колодки не принесет изменений, тот элемент и вышел из строя. Обязательно почистите рабочую поверхность ДПКВ – к ней часто намагничивается металлическая стружка, мешающая нормально регистрировать вращение зубчатого шкива.

Неисправности с подачей топлива

Перебои на холостых оборотах могут быть связаны со следующими неполадками системы топливоподачи:

  1. Поломка регулятора холостого хода, встроенного в блок дроссельной заслонки.
  2. Недостаток горючего, обусловленный падением давления в топливной рампе. Причины – засорение фильтров грубой и тонкой очистки, неисправность перепускного клапана либо электробензонасоса. В карбюраторных моторах – выработка механического привода насоса.
  3. Застрял в открытом положении продувочный клапан адсорбера.
  4. Износ или сильное загрязнение форсунок инжектора.

Важный нюанс. Если двигатель не в состоянии развить нормальные обороты из-за недостатка топлива, неисправность проявится во всех режимах, а не только на холостом ходу. Низкое давление в топливной рампе ведет к падению мощности силового агрегата и «провалам» в процессе движения.

Проблема с подачей бензина или солярки обнаруживается путем измерения давления в топливной рампе, где установлен специальный штуцер. Если оно недостаточное, проверяются фильтры, сбросной клапан и насос. Зависший клапан адсорбера несложно разобрать и заменить в случае необходимости.

Основные причины вибрации двигателя на холостых оборотах

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана несколькими причинами. Основных причин — 3 (три):

  • неисправности текущего характера в самом двигателе (например, троит мотор), а вот причин его «троения» может быть множество;
  • естественный износ деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) в процессе эксплуатации, когда их вес начинает отличаться от нормированного заводом изготовителем автомобиля (или двигателя);
  • ослабление или поломка деталей и узлов креплений ДВС.

Троит мотор

Двигатель может сбоить по самым разным причинам:

  1. Система питания.
  1. В зависимости от типа вашего ДВС (дизель или бензин/газ), в зависимости от типа системы питания (карбюратор либо впрыск) — в цилиндры двигателя может попадать разное количество топливной смеси и разный ее состав. Когда система зажигания пытается ее воспламенить (различную по составу в разных цилиндрах), то могут возникать, и обязательно возникают, паразитные и/или аритмичные возгорания, отсюда и вибрация двигателя на холостых оборотах, и не только утром.
  2. В силу естественного износа деталей ЦПГ двигателя в разных цилиндрах со временем образуется разная компрессия, отсюда нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, и не только на холостых.
  3. В силу загрязнения жиклёров (в карбюраторной системе питания) или форсунок (во впрысковом инжекторном моторе) также может образовываться разный состав топливной смеси с большим или меньшим соотношением объема воздуха к количеству топлива. Это — также причины вибрации автомобиля.
  4. Аналогичные причины влияют и на работу дизельного мотора, тем более, что на воспламенение топливной дизельной смеси существенно влияет давление в топливной системе, которое обеспечивает такой важный узел как Топливный насос высокого давления. Он у специалистов так и называется — ТНВД. Вот вам еще причины вибрации автомобиля.
  1. Система зажигания (для бензиновых и газовых ДВС).
  1. Когда вибрирует двигатель на холостых (независимо от типа зажигания, батарейное оно или электронное), то причины зачастую кроются в «разнобойном» искрообразовании. Сбои проявляются как в механизмах прерывания искры, так и на этапах ее распределения по цилиндрам.
  2. От состояния компонентов системы зажигания может зависеть также и сила (энергия) самой искры, причем не только на выходе из катушки зажигания (или катушек зажигания, если их несколько), но и на электродах свечей. Это — еще одна причина, почему вибрирует двигатель на холостых. И — повторюсь в очередной раз — не только на холостых оборотах и/или не только ранним утром.
  3. Вибрация в автомобиле может возникать и от состояния самих свечей, и в первую очередь от величины зазора между электродами — центральным и боковым (или боковыми, если свеча имеет их несколько). Обычно и чаще всего выгорает центральный электрод. Если эти зазоры будут разными на разных свечах, даже в пределах десятых долей миллиметра, а именно так это и происходит, то и данный параметр также может являться причиной вибрации ДВС.

На качество искры, а, следовательно, и на механизм воспламенения топливной смеси, влияют еще и такие факторы, как:

  • состояние проводов высокого напряжения,
  • состояние катушки (или катушек) зажигания,
  • короткие замыкания на массу,
  • пробои высокого напряжения в самых разных и самых неожиданных местах.

По этим и по многим другим причинам вибрирует двигатель на холостых, и не только на холостых оборотах, и не только (повторюсь) по утрам.

О подсосе воздуха

Проникновение постороннего воздуха в цилиндры работающего мотора незаметно во время езды, поскольку доля негорючего газа относительно невелика. Зато «плавающие» и высокие обороты двигателя появляются на холостом ходу, когда горючего в камеры подается мало. Подсос воздуха за счет движения поршней возможен из следующих мест:

  • прокладки под коллекторами и на других стыках;
  • пробитый вакуумный усилитель тормозной системы;
  • блок дроссельной заслонки;
  • различные вакуумные патрубки;
  • система продувки адсорбера.

Для выявления подсоса воздуха на прокладках и стыках можно воспользоваться еще одним старым способом. Заполните шприц бензином и выдавливайте горючее на предполагаемое место неплотности. Операция выполняется на работающем моторе. Если в невидимую щель проникнет топливо, оно неизбежно втянется поршнями в камеры сгорания. Обороты силового агрегата вырастут и не снизятся, пока вы не прекратите заливать щель бензином.

Немало проблем автолюбителям доставляет неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах. Подобные неприятности сопровождаются неравномерным вращением коленвала или потряхиванием силового агрегата. Попробуем разобраться, что влечёт подобные результаты, и как этого не допустить.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Другие причины вибрации на холостом ходу

В теоретической механике и в таких ее дисциплинах, как теория автомобиля и теория двигателя, насчитывают просто невероятное количество причин вибрации двигателя, силовой установки и всего автомобиля. Это могут быть и неисправности самого мотора, и неисправности элементов кузова. Прибавляйте сюда загрязнение топливной системы не самым качественным топливом на наших АЗС, которое влечет за собой загрязнение фильтров и магистралей, неисправности систем зажигания и тп и тд. Прибавляйте сюда также качество наших дорог, которые разбалтывают все крепления в кузове — и, в конце концов, вы получите разболтанный, вибрирующий всеми своими частями, автомобиль. И чем он старее, тем больше его «колбасит» — это закономерность.

Причины неисправностей

Причин, вызывающих нестабильность в работе движка, довольно много. И зависят они во многом от типа самого агрегата. Поэтому нелишним будет рассмотреть все варианты.

Отечественная классика

Здесь, как и в случае с зарубежными автомобилями, существует несколько причин.

  1. Сбой холостого хода при эксплуатации либо неправильная его регулировка, из-за чего настойка была смещена к объединению ТВС (топливно-воздушной смеси). Устранение проблемы возможно при помощи регулировки оборотов до необходимых параметров.
  2. Неустойчивость в работе двигателя возможна из-за неисправности электромагнитного клапана в карбюраторе. Это провоцирует мотор работать только на вытянутом подсосе. Если его убрать, движок будет глохнуть.
  3. При загрязнении жиклёров либо каналов ХХ (холостого хода), топливо, попадая мотор, страдает от нехватки воздуха. Проблема легко решается чисткой жиклёра.
  4. Подсос карбюраторной системой излишков воздушных масс провоцирует обеднение смеси, что приводит к троению двигателя.
  5. Поплавковая камера страдает от избытка либо недостатка бензина.
  6. Засор воздушного фильтра, который легко устранить заменой детали.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Современные монстры

Современные авто, оснащённые электронным впрыском, а также инжекторными агрегатами, тоже страдают от переизбытка различных проблем. Тут чаще всего ломаются датчики. Не получая необходимой информации, ЭБУ (электронный блок управления) даёт сбои, нарушающие работу агрегата, вызывая нестабильность оборотов.

Основных причин бывает несколько:

  • загрязнение, износ либо плохое качество свеч;
  • нарушение функций ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  • подсос воздуха впускающей системой;
  • повреждение высоковольтной проводки;
  • поломка регулятора ХХ (холостого хода);
  • нарушение функций датчика EGR.

При неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, прежде всего проверяют мультиметром регулятор ХХ (холостого хода), расположенного вблизи датчика, осуществляющего контроль дроссельной заслонки.

Почему неустойчивы холостые обороты на дизеле и бензине

В большинстве случаев нет никакой разницы в том, бензиновый или дизельный силовой агрегат установлен на вашем автомобиле — причины остановки мотора будут идентичными. В этом случае рекомендуется осмотреть и произвести очистку дроссельных заслонок, а также проверить работоспособность датчиков холостого хода и положения заслонки дросселя. Если проблема не устранена, то, вероятнее всего, придётся осуществлять полную замену вышедшего из строя оборудования, выявить которое можно, обратившись за помощью к специалистам.

Более того, не важно, глохнет двигатель периодически или регулярно — само наличие проблемы свидетельствует о неисправностях, которые необходимо устранить в максимально короткие сроки.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу — возможные причины

Режим холостого хода — это работа ненагруженного двигателя. То есть двигатель (ДВС) работает, но трансмиссия от него отключена, и автомобиль никуда не едет. Неустойчивая работа двигателя указывает на неисправности в системах питания и зажигания, это в первую очередь, а также на поломки и сбой регулировок в газораспределительном механизме и в некоторых других «ассистирующих» мотору механизмах и системах.

Вибрация на холостых утром — это (якобы) норма; именно так любят утверждать горе-мастера и прочие «непрофессионалы своего дела». При нормальном состоянии силовой установки, при нормально функционирующих всех выше названых системах, узлах и механизмах, вибрация ИСКЛЮЧЕНА! Никаких вибраций в технически исправном двигателе быть не должно.

А на подношенном двигателе вибрация однозначно имеет место и негативно влияет не только на работу самого мотора, но и всего автомобиля в целом. Ее наличие говорит о том, что пора к мотористу на автосервис. О причинах вибрации ДВС и о способах ее устранения мы и поговорим в этой статье.

Проверка топливной системы

Если нестабильная работа двигателя после проведенных процедур продолжается (может быть, стало немного лучше, но не идеально) пора выяснить, хватает ли мотору бензина в режиме холостого хода. Если машина нормально едет и развивает мощность, значит хватает — ведь это наименее затратный по топливу режим. В таком случае ни вентиляция бензобака, ни бензонасос не при чем.

Если в процессе работы вы заметили, что топливная смесь слишком богатая или слишком бедная — нужно смотреть карбюратор. Показатели качества смеси по цвету свечного налета описаны выше, но опытные автолюбители могут различать насыщенность смеси на слух.

На обедненной смеси звук мотора сухой, а на обогащенной сочный, говорят еще: «движок бубнит в выхлопную трубу».

Предположим, что все хорошо, и двигатель неровно работает только без нагрузки. Тогда настраиваем систему холостого хода:

  1. Снимаем воздушный фильтр, при необходимости меняем
  2. На карбюраторе есть винт качества и винт количества. Первый отвечает за соотношение бензина и воздуха, второй — понятно из названия. Вращая винт количества, отрегулируем обороты вращения коленвала.
  3. Теперь винтом качества повышаем частоту. Вначале будем отпускать его, тогда смесь будет обогащаться, а обороты расти. В какой-то момент она перенасытится бензином, и обороты поползут вниз. Задача — найти наивысшую точку.
  4. Снова при помощи винта количества понизим обороты до нормальных.
  5. Потихоньку завинчиваем количество — обедняем. Как только почувствуется, что двигатель работает с перебоями пора остановиться и чуть добавить бензина, чтобы обороты были стабильными.
  6. Установив воздушный фильтр, подкорректируем настройки карбюратора и опережения зажигания.

Двигатель ВАЗ 2106

Карбюраторная топливная система обладает довольно низкой стабильностью особенно без нагрузки: износ, погодные условия, качество бензина. Она работает только на разряжении и не обеспечивает должной стабильности смесеобразования.

Диагностика проблем

Механические повреждения

К самой большой и сложно диагностируемой группе относятся механические повреждения, провоцирующие нестабильный холостой оборот.

Снижение компрессии одного либо нескольких цилиндров. Причиной может послужить:

  • пробитая прокладка;
  • неплотное прилегание либо прогар самого клапана;
  • износ ЦП группы (цилиндров).

Определить неисправность можно при помощи компрессометра либо тестера негерметичности. Это значительно проще.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Нарушение функциональности головки двигателя способны вызвать:

  • неплотное прилегание;
  • подклинивание гидрокомпенсаторов;
  • износ седла;
  • поломка пружины в клапане;
  • другие.

Проверить это можно, используя датчик разряжения либо при разборке головки.

  • Проблемы с газораспределительным механизмом. В двигателях, оснащённых ремнём ГРМ (газораспределительный механизм), возможна ошибка с метками в момент замены элемента. Также возможно непроизвольное перемещение ремня на один и более зубцов, что свидетельствует о неправильном натяжении либо растяжении ремня. Цепные двигатели страдают от растяжения цепи при эксплуатации. Диагностика проводится датчиком давления без предварительной разборки.
  • Подклинивание клапана EGR. Переполнение цилиндров отработкой газов, нарушает стабильность холостого хода, и может спровоцировать остановку двигателя. От подобной проблемы не застрахованы ни европейские, ни японские автомобили. Диагностику осуществляют дымогенератором.
  • Подсос воздушных масс впускным коллектором. Учитывая систему управления агрегата или место подсоса, данная неисправность способна переобеднить смеси, находящиеся в одном либо нескольких цилиндрах, что существенно сказывается на функциях двигателя. Диагностика осуществляется также при помощи дымогенератора.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Система зажигания

Поломка в данной системе способна спровоцировать пропуски воспламенения либо незначительные перебои, вызывающие нестабильность хода. Причины этого кроются в выгорании высоковольтной проводки, пробое свечного изолятора, межвитковом замыкании катушки. Определяется проблема мотор-тестером либо путём подмены.

Устранить проблему можно заменив свечи, соответственно, выставив момент зажигания, ориентируясь на свечу от первого цилиндра.

Питание

  • Загрязнение форсунок значительно снижает распыл, нарушая в цилиндрах процесс смесеобразования. Это вызывает неравномерность функций двигателя.
  • Работоспособность бензонасоса, а, следовательно, давление топлива способны переобеднить/переобогатить смеси, что также отражается на моторе.
  • Качество топлива тоже имеет немаловажное значение. Довольно часто в его составе находятся вода, ржавчина, а также другие вредные компоненты. От плохого топлива увеличивается нагрузка на двигатель, но снижается отдача, после чего, начинают плавать обороты. Избежать проблем поможет периодический контроль внутреннего состояния бензобака.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Система управления мотором

Для полноценного проведения диагностики потребуется обзавестись сканером. К типичным проблемам данной системы, можно отнести следующие.

  • Лямбда-зонд (кислородный датчик). Его механические повреждения влекут выдачу неверных показаний количества оставшегося кислорода в отработке газов. Следовательно, состав смеси способен существенно изменяться, что влечёт проблемы с функциями двигателя. Обычно, о проблемах с датчиком сообщает соответствующий индикатор.
  • Датчик температуры, выйдя из строя, провоцирует изменение в составе смеси, а также оборотов ХХ.
  • В регуляторе ХХ (холостого хода) частенько подклинивает шток, провоцируя изменения в оборотах.
  • Неисправность датчика МРВ (монитор реального времени) приводит к изменению состава горючей смеси, отражаясь на функциональности двигателя.

Поломка любого из перечисленных элементов связана с неприятными последствиями, вызывающими сбои и неустойчивость работы двигателя на холостом ходу.

Почему глохнет на ходу ВАЗ 2114?

Основные причины и инструкция по ремонту

Почему глохнет на ходу ВАЗ 2114? Основные причины и инструкция по ремонту
Зачастую у владельцев «четырнадцатых» возникает проблема – глохнет на ходу Ваз 2114, в этой статье разберемся с возможными причинами и методами решения этого неприятного явления.Для начала рассмотрим, почему двигатель может заглохнуть на ходу двигатель ВАЗ 2114, причем даже на холостых оборотах:

  • Распространенная причина неустойчивой работы двигателя — датчик (регулятор) холостого хода. Проверить его работу просто. Двигатель не запускается когда заводите на холостых, но запускается при добавлении газа. Вместе с тем на работающем автомобиле обороты плавают, стоит лишь убрать ногу с педали; Вывод очевиден – замените регулятор холостого хода.
  • Следующей причиной неустойчивой работы двигателя на холостом ходу может стать засорение дроссельной заслонки. В большинстве случаев достаточно ее просто почистить. Однако чистить рекомендуется не просто залив жидкостью и прогазовав. Лучше снять, тщательно промыть и продуть компрессором. Винты внутри дроссельной заслонки и сбоку трогать запрещено;
  • Если чистка не помогла, вероятней всего предположить выход из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Его замена очень проста, и не требует обращения в автосервис.

Почему глохнет на ходу ВАЗ 2114? Основные причины и инструкция по ремонту
Глохнет на ходу Ваз 2114 чаще всего по следующим причинам:

  • В первую очередь автолюбители грешат на низкокачественное топливо, логично с этого и начать искать причину остановки мотора. Очень повезет если неисправность появится сразу после очередной заправки, в таком случае можно с полной уверенностью сливать бензин и менять топливный фильтр;
  • Если дело не в бензине, следующими под подозрение попадают свечи. Для опытного водителя состояние и цвет свечей могут рассказать почти все о работе движка. На глаз их работоспособность определить очень просто. В своем рабочем состоянии свеча имеет серо-коричневый нагар и светло серый цвет центрального электрода. Если цвет другой, свечи следует заменить;
  • Чрезмерно загрязненный топливный фильтр становится причиной нестабильной подачи топлива. Фактически при добавлении газа мотор глохнет. Выход один – замена фильтра;
  • Похожая ситуация и с воздушным фильтром. В случае сильного загрязнения воздух не поступает, соответственно воздушно-топливная смесь поступает в камеры сгорания переобогащенной, свечи заливает. Выход тот же – замена воздушного фильтра;
  • Одна из самых популярных проблем инжекторных автомобилей — это засорение сетки бензонасоса. Лючок находится под задним пассажирским сиденьем, часто достаточно поменять эту сеточку на новую;
  • Перебои в работе двигателя или его остановка без видимых причин могут быть и следствием неисправности модуля зажигания. Для его ремонта своими силами необходимо владеть хотя бы минимальными основами электротехники;Почему глохнет на ходу ВАЗ 2114? Основные причины и инструкция по ремонту
  • Так же одной из причин внезапной остановки двигателя может быть неисправность генератора. При выходе его поломке напряжение бортовой сети падает, автомобиль питается только от АКБ. Неисправность генератора легко определить по снижению напряжения в сети на панели приборов. См. статью «Как проверить генератор на машине, не снимая его»;
  • Неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) может вызывать произвольную остановку двигателя. Этот датчик устанавливается в патрубке соединяющем дроссельную заслонку и фильтр воздуха. Обычно в случае его поломки на приборной панели загорается индикатор CHECK ENGINE.

Определить его неисправность можно не только с помощью компьютерной диагностики двигателя, но и самому. Для этого следует отключить ДМРВ отсоединив разъем, и завести мотор. Таким образом контроллер перейдет в аварийный режим, и подача воздушно-топливной смеси регулируется только дроссельной заслонкой, обороты на холостых переваливают за 15.000. Здесь рекомендуем статью «Как отрегулировать холостые обороты».По результатам пробного заезда можно сделать вывод о состоянии датчика. В принципе это все основные советы, а если двигатель на ВАЗ 2114 глохнет и дальше, то самое время добраться до ближайшей СТО.

Устранение проблем

Поломка карбюратора

Хлопки, издаваемые карбюратором, свидетельствуют, что уровень топлива слишком мал, а хлопающий глушитель говорит о завышенном уровне топлива внутри поплавковой камеры. Помимо этого, ярким признаком неисправности карбюратора будет чёрный дым, выпускаемый выхлопной трубой.

Почему неустойчиво работает двигатель на холостых

Для решения проблемы придётся удалить карбюраторную крышку, осуществить внимательный осмотр поплавка. Затем выставляется уровень топлива, корректируются размеры поплавкового хода.

Если на холостых оборотах не была выставлена ЧВ (частота вращений) коленвала, регулировку осуществляют на прогретом движке, используя болты количества/качества. Сначала винтом количества выставляют минимально допустимую ЧВ (частоту вращений) коленвала, немного увеличив её.

После чего, качественным винтом выставляется предельно допускаемая частота, а сам винт медленно заворачивается до момента встряски двигателя. Затем качественный винт отпускается на ¼ оборота. Закончив регулировку, резкими движениями поднимают дроссельную заслонку, повторяя процедуру неоднократно.

При перерасходе горючего и наличии неустойчивой работы двигателя, проверяется герметичность конструкции игольчатого клапана, перевернув крышку карбюратора кверху поплавками, и снабдив топливный патрубок небольшим куском резинового шланга. Нужно попытаться создать внутри трубки разрежение.

При отсутствии вакуума придётся заменить запорный клапан совместно с седлом. Если засорился жиклёр, с карбюратора снимается крышка и удаляются из камеры все остатки бензина, при помощи сжатого воздуха. Жиклёры обрабатываются специальным очистителем, предназначенным для карбюраторов.

Описание действий по устранению нестабильности оборотов

При проведении мероприятий по восстановлению подсоса воздуха проверяется герметичность магистралей, подающих воздух в коллектор.

Снимается каждая трубка и продувается при помощи насоса или компрессора. Дополнительно используется раствор WD 40. Там, где быстро испаряется жидкость, нарушена целостность магистрали, в этом случае шланг необходимо заменить на новый образец.

Для диагностики регулятора холостого хода используют мультиметр, чтобы измерить его сопротивление. При величине сопротивления 40–80 Ом нужно заменить регулятор.

Картер подвергают разборке для извлечения клапана вентиляции, дальнейшей промывки в керосине от отложений масла. После тщательной просушки клапан возвращают в систему вентиляции.

При отказе датчика массового расхода воздуха его заменяют на новый.

При проведении очищения дроссельной заслонки используют специальные аэрозоли, щетку, ветошь. Данная процедура может быть выполнена непосредственно на движке, успевшем прогреться, или сняв ее с силового агрегата. Появление белого дыма свидетельствует об удалении шлама масла. После завершения промывки и установки заслонки производят перепрограммирование с целью установки номинального зазора открытия.

Поломка электромагнитного клапана способствует возникновению скачков оборотов движка. Этот элемент не подлежит восстановлению, его необходимо заменить.

Жиклер чистится с применением специальной аэрозольной жидкости, используемой при промывке карбюраторов. Средство вливается внутрь жиклера, через пять минут чистящая жидкость удаляется при помощи сжатого воздуха.

Для обработки крыльчатки ТНВД используют специальное средство, удаляющее следы коррозии. Его распыляют непосредственно в горловину перед заливкой топлива. Очистка внутри бака производится при помощи данного средства. С целью профилактики коррозии моторное масло заливают в топливный бак в количестве 200 граммов для создания защиты лопастей.

Если движок начинает скакать на холостом ходу, нарушаются обороты при прогреве двигателя, нужно пройти диагностику на СТО с целью проверки и восстановления целостности узлов и деталей систем силового агрегата.

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

У дизельных силовых агрегатов плавающие обороты на рабочих режимах чаще всего появляются из-за образования коррозии на плунжерах топливного насоса высокого давления. Ржавчина на этих деталях появляется ввиду наличия в топливе воды. Из-за этого же обороты дизельного двигателя плавают и на холостом ходу.

Последствиями этих рассмотренных причин становятся:

  • Высокий расход топлива.
  • Выхлоп во внешнюю среду большого количества угарного газа.
  • Износ деталей топливной системы, и подачи воздуха в мотор.

Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо регулярно проверять функционирование рассмотренных датчиков и систем. Если неисправность все-таки произошла, то следует сразу принимать меры к ремонту.

Рассмотренные причины плавающих оборотов мотора являются только основными, и существует еще много других причин. Они помогут понять работу автомобиля, и не допустить лишних трат денег на автомастерские. Не ориентируясь в особенностях работы силового агрегата, мы можем подвергнуться мошенническим действиям со стороны мастеров по ремонту автомобилей. Часто дешевый ремонт превращается в большие финансовые затраты, которых можно было не совершать. Следует изучить более подробно устройство и работу своей машины, и она ответит вам длительным сроком службы.

Проверка датчика холостого хода ВАЗ 2107 (инжектор)

Регулятор (датчик) холостого хода крепится на дроссельной заслонке. Для проверки его работоспособности достаточно отсоединить от него колодку проводов и проверить вольтметром напряжение, которое подается на контакты D и A. Если напряжение меньше 12 вольт, то неисправна цепь питания или электронный блок управления. Если напряжение соответстует норме, проблема в датчике (регуляторе) холостого хода.

Почему на холостом ходу плавают обороты двигателя: возможные причины и способы решения проблемы:

Проблемы с автомобилем могут быть у всех, даже самые надежные и дорогие машины ломаются или работают не совсем правильно. Часто водители не понимают, почему плавают обороты на холостом ходу. Между тем есть определенные причины, почему это случается. Давайте разберемся, почему это происходит и что вообще нужно делать в такой ситуации.

Скачут обороты на холостом ходу? Диагностируем и решаем проблему

Режим холостого хода

При холостом ходе двигатель воспринимает минимальные нагрузки, бензин расходуется очень экономично. Холостой ход необходим для:

  1. Поддержания работы двигателя при движении на нейтральной передаче. Иногда бывают ситуации, когда двигатель вообще нельзя глушить (при посаженном аккумуляторе, неисправном стартере).
  2. Осуществления смазки основных элементов системы. Масляный насос будет работать только при рабочем двигателе.
  3. Прогрева мотора зимой.

Многие водители, в силу непонимания работы инжектора, пытаются узнать, почему плавают обороты на холостом ходу. На самом деле это нормально, если мотор запускается на холодную.

Сначала “мозги” автомобиля в режиме холостого хода поддерживают повышенные обороты (около 2000 об./мин.) для быстрого разогрева двигателя.

Когда температура достигает рабочего значения, то обороты спадают до привычных 800-900 об./мин.

Обратите внимание

В результате водителю может показаться, что на холостом ходу обороты плавают. Почему это происходит? Производители в первую очередь заботятся об экологической безопасности окружающей среды.

И когда двигатель холодный, то каталитический нейтрализатор, который снижает концентрацию токсических компонентов в выхлопе, не работает.

Поэтому система за счет повышенных оборотов пытается как можно скорее его нагреть и ввести в рабочий режим. Затем обороты снижаются.

Скачут обороты на холостом ходу? Диагностируем и решаем проблему

Да и вообще, при повышенных оборотах мотор нагревается быстрее, следовательно, и масло приобретает нужную текучесть гораздо быстрее.

Теперь вы понимаете, почему плавают обороты на холостом ходу с инжектором, однако в данном случае речь идет о ситуации, когда скорость вращения коленчатого вала спала с 2000 до 800-900 об./мин. Именно такая ситуация является нормальной.

Если же стрелка тахометра “прыгает” в интервале 500-1500 об./мин., то это свидетельствует в первую очередь о поломке регулятора холостого хода. Но других причин также достаточно.

Подобная проблема может оказаться серьезной, а может решиться даже сама собой. Обычно при высокой скорости движения эта проблема малозаметна, но при езде в городе плавание оборотов заставляет водителя сильно нервничать.

При этом даже кратковременная стоянка на светофоре может стать причиной остановки двигателя. Если в моторе используется карбюраторная система питания, то для решения этой проблемы можно просто активировать подсос, перекрыв воздушную заслонку, но это временное решение.

К сожалению, с инжектором это не пройдет. Это одно из немногих достоинств, которым обладает карбюратор.

Почему плавают обороты на холостом ходу?

Некоторые причины мы уже назвали, однако это далеко не все. Электронный блок управления (ЭБУ) собирает данные со многих датчиков в системе автомобиля, обрабатывает их в соответствии с определенным алгоритмом, подает сигнал на исполнительные устройства. Следовательно, один из датчиков или исполнительных устройств может работать неправильно при плавающих оборотах. Необходимо проверить:

  1. Датчик скорости.
  2. Регулятор холостого хода.
  3. Датчик положения коленчатого вала.
  4. Датчик положения заслонки дросселя.
  5. Датчик контроля расхода воздуха.

Причин, почему плавают обороты на холостом ходу, может быть несколько:

  1. Если речь идет о карбюраторном двигателе, то там может быть неисправным клапан холостого хода, подающий требуемое количество бензина в камеры сгорания.
  2. Засорение воздушного фильтра или нагар на электродах свечей.
  3. Износ прокладки между блоком мотора и впускным коллектором.
  4. Пробой в катушке зажигания или обмотке.
  5. Разрушение низко- или высоковольтных проводов, которые подходят к катушке зажигания.

Физическое разрушение какого-либо элемента топливной системы также может стать причиной плавающих оборотов мотора. Поэтому искать проблему необходимо не только в электронных системах. Чаще всего для определения неисправности приходится всесторонне диагностировать автомобиль.

Стабилизация оборотов

Начать стоит с малого. Как вариант, для начала нужно проверить целостность проводов, состояние воздушного фильтра и электродов свечей. У некоторых водителей, которые самостоятельно меняли фильтры, причина заключалась в захлебывании мотора из-за неснятой этикетки на фильтре. Поэтому сперва нужно проверить те элементы, к которым можно дотянуться без вмешательства мастера на СТО.

Скачут обороты на холостом ходу? Диагностируем и решаем проблему

Если все нормально и все равно непонятно, почему плавают обороты на холостом ходу в ВАЗ или других марках автомобилей, то нужно проверить, нет ли подсоса воздуха под впускным коллектором.

Специалисты рекомендуют проверить это следующим образом: нанести очиститель для карбюратора на место стыка коллектора и силовой установки. Если подсос воздуха имеет место, то мотор должен задергаться.

Если это произойдет, то попадание лишнего воздуха в камеры имеется. Потребуется замена прокладки.

Электромагнитный клапан на карбюраторных силовых установках

На карбюраторных двигателях причиной может стать электромагнитный клапан. Если он выходит из строя, то обороты на тахометре будут плавать, но также будет отчетливо слышна преждевременная детонация топлива в камерах сгорания. Для проверки клапана на него подается питание от аккумулятора. При этом должен быть слышен щелчок. Если этого щелчка нет, значит, он нерабочий и требует замены.

Клапан ЕГР

Скачут обороты на холостом ходу? Диагностируем и решаем проблему

На многих автомобилях с инжекторной системой питания есть клапаны рециркуляции выхлопных газов. Их основная задача – возврат части выхлопных газов обратно в камеру сгорания, что якобы способствует снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду. Эти клапаны часто забиваются нагаром и перестают работать, в результате чего в камеры сгорания поступает воздушно-топливная смесь вместе с выхлопом в совершенно непредсказуемой пропорции. Это приводит к плаванию оборотов и появлению на приборной панели ошибки “Чек”. Клапан рециркуляции выхлопных газов (клапан ЕГР) достаточно легко достается, очищается и ставится обратно. После этого двигатель работает ровно и без ошибок.

В России нашли другой способ борьбы с этой проблемой: клапан просто глушится стальной пластиной, в результате чего выхлопные газы не имеют прохода в камеры сгорания двигателя. Туда поступает только воздушно-топливная смесь. Да, количество выбросов в атмосферу увеличивается, но это мало кого волнует.

Регулятор холостого хода

Скачут обороты на холостом ходу? Диагностируем и решаем проблему

У многих водителей, которые не понимают, почему плавают обороты холостого хода на “Калине”, чаще всего выходит из строя регулятор холостого хода. В результате система неправильно определяет соотношение воздух/топливо для подачи в двигатель. Проверяют регулятор с помощью мультиметра. Этот прибор нужно перевести в режим измерения сопротивления и далее:

  1. Включить зажигание.
  2. Отсоединить колодку PXX.
  3. Произвести замер сопротивления на контактах В-С, С-Д. Показания на мультиметре должны быть в диапазоне 40-80 Ом.
  4. Если замерить сопротивление на контактах В-С, А-Д, то прибор покажет бесконечное сопротивление.

Если показания будут отличаться от нормальных, то это говорит о неисправности регулятора. В данном случае его просто заменяют и настраивают (калибруют) заново. Это могут сделать на СТО опытные мастера. Владельцу автомобиля без опыта ремонта вряд ли удастся самостоятельно произвести данные операции.

Причины неровной работы мотора на холостом ходу

Специалисты основные причины неровной работы на холостых оборотах разделяют на две категории:

Отдельно можно вынести неисправность воздушной системы (впуск), но более уместно включить ее и в список проблем с топливной системой. Дело в том, что обе они неразрывно связаны и оказывают влияние на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.

  • Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь нередко бывает причиной того, что неровно работает двигатель на холостых оборотах. Такая «бедность» смеси заключается в том, что в ней слишком мало топлива, а воздуха слишком много.

Более серьезной проблемой можно считать неполадки с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор добавочного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Владельцам карбюраторных автомобилей эта деталь известна также под названием «электромагнитный клапан».

Подсос лишнего воздуха может происходить и через, например, разбитые отверстия оси дроссельной заслонки на карбюраторе. В этом случае проблема может стать заметной не сразу: постепенно увеличится расход бензина, появятся перебои в работе на холостом ходу.

  • Некачественное топливо. Из-за него также нередко «плавают» холостые обороты. Особенно сильно это явление наблюдается при использовании так называемого эко-бензина. Он содержит определенное количество этанола. В идеальном случае это не только делает выхлопные газы менее токсичными, но и способствует чистке топливной системы.
  • Вышел из строя регулятор давления топлива (он же перепускной клапан низкого давления). Его задача – сохранять необходимое давление топлива во время работы мотора в любом режиме.

На эту поломку указывает не только неровная работа двигателя на холостых оборотах, но также перебои, если резко нажать на педаль газа, падение мощности, сильное увеличение расхода топлива.

  • Засорились форсунки (закоксовались каналы). Из-за плохой работы форсунок топливная смесь получается ненадлежащего качества по составу, что и приводит к нарушениям в работе силового агрегата в разных режимах и повышению расхода горючего.
  • Нарушения в работе воздушной заслонки. Это, как правило, механическая помеха, которая также приводит к образованию некачественной топливно-воздушной смеси. Как уже говорилось, от этого двигатель работает неровно.
  • Не отрегулирован холостой ход на карбюраторе. В этом случае под нагрузкой мотор будет работать нормально, а на холостом ходу иногда будет дергаться, в глушителе одновременно с этим могут даже раздаваться негромкие хлопки. Относительно простая проблема, справиться с которой можно и самостоятельно, подкручивая нужный регулировочный винт.

Проблемы с электрикой

Прежде всего, начнем с системы зажигания. Точнее, причиной бывает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания.

Здесь симптомы будут почти такими же, как и при плохой регулировке холостого хода на карбюраторе. Проблему легко устранить, если уменьшить зазор между электродами.

Неустойчивая работа двигателя без нагрузки также может быть обусловлена троением двигателя. То есть, не работает один из цилиндров.

14 КОММЕНТАРИИ