Главная > Эксплуатация авто > Как проверить диодный мост генератора в гараже
Как проверить диодный мост генератора в гараже
Содержание
Автомобильный генератор является одним из важнейших механизмов транспортного средства, так как от его работоспособности зависит функциональность всех электрических узлов и оборудования. Вышел из строя генератор – встала машина. Некоторые автовладельцы, в этой ситуации, впадают в панику, везут свое авто в мастерскую, чтобы выявить признаки неисправности генератора и произвести довольно дорогостоящий ремонт. Но для более опытных людей такая поломка не вызывает трудностей, так как они прекрасно знают, что проверку диодного моста генератора или выявление другой неисправности можно легко провести самостоятельным путем.
Схема генератора автомобиля довольно проста: основой механизма является ротор, на котором располагается обмотка возбуждения генератора, концы которой ведут непосредственно на два контактных кольца. Вторая важнейшая часть электромеханизма автомобиля – статор, состоящий из пластин, произведенных из специальной электротехнической стали. Если внимательно рассмотреть статор, то можно увидеть пазы, в которых расположена трехфазная обмотка, подключенная к нулевой точке и выпрямительному диодному блоку.
Схема генератора на иномарку:
Вал ротора снабжен двумя шариковыми подшипниками, смазочного наполнителя которых должно хватать до конца эксплуатационного срока автомобильного генератора.
Собственно рассмотреть генератор современного автомобиля можно по фото, специально размещенного для этого в статье.
Для проверки работоспособности генератора на автомобилях ВАЗ достаточно обратить внимание на сигнализатор, расположенный на панели приборов транспортного средства. Лампочка прибора должна загораться при включении зажигания и сразу гаснуть, когда запускается двигатель машины. Признаком неисправности генератора является то, что сигнализатор слишком ярко или блекло загорается, не включается или продолжает работать после запуска двигателя.
Существует несколько проблем с этим механизмом, но данную статью мы решили посвятить только одной из неисправностей — проблеме с диодным мостом. Остановимся на этом вопросе более подробно, так как, к сожалению, не каждый владелец транспортного средства знает, как прозвонить диодный мост генератора. Диодный мост является важной частью генератора, так как обеспечивает подачу электрического тока в нужном направлении, одновременно препятствуя его движению в обратном направлении.
Существует два варианта проверки – с помощью обычной лампочки накаливания на 12 вольт и используя более продвинутый инструмент — мультиметр.
Проверку, в принципе, можно произвести без разборки генератора, но такой вариант не позволит точно определить какой именно диод поврежден, обозначая только приблизительную зону поломки.
Проверка диодного моста происходит в несколько этапов
1. Подготовка. Перед тем как производить ремонт и замену диодов в генераторе следует его подготовить к данной процедуре. Для этого необходимо демонтировать защитный кожух механизма и отсоединить выводы регуляторов «Б» и «В». Не стоит забывать, что положительные диоды имеют красную маркировку, тогда как отрицательные – черную.
2. Общая проверка. Первым делом проверяются на замыкание все диоды. Лампа накаливания подсоединяется «минусом» на корпус генератора, а «плюсом» к клемме «30» от АКБ – если лампочка начинает гореть, то один или несколько диодов в мосте повреждены, то есть в цепи происходит короткое замыкание.
3. Проверка отрицательных диодов. Лампочка подсоединяется своим «минусом» на корпус генератора, «плюс» аккумулятора – через лампу, соединяется с болтом крепления моста. Если наш диагностический инструмент начинает подавать признаки жизни – проблемы присутствуют в одном или в нескольких отрицательных диодах.
4. Проверка положительных элементов моста генератора. Процедура схожа с предыдущим процессом, только плюсовую клемму через лампочку перемещаем на зажим «30», «минус» переносится на болт крепления. Возгорание лампочки явно показывает проблему среди элементов положительных диодов.
5. Завершение проверки. Завершением процедуры, показывающей, что один или несколько диодов сгорели, является проверка дополнительных диодов. «Минус» лампочки остается на своем месте (болт крепления), а «плюс» подключается к выводу «61». Работа лампы накаливания определяет неисправность в цепи дополнительных диодов.
Как проверить диодный мост генератора ваз 2106, 2109, 2110 мультиметром? Достаточно просто. Для этого потребуется полностью снять диодный мост с генератора, а сам прибор переключить на режим проверки диодов. В первую очередь проверяется цепь дополнительных диодов полностью, а, если была обнаружена неисправность, каждый из них по отдельности:
- положительный щуп прибора подсоединяется к шине диодов;
- отрицательный к выбранному диоду.
Если элемент находится в рабочем состоянии, то показания на экране мультиметра должны устремиться к бесконечности – перестановка щупов должна привести к показателям в несколько сотен Ом. Если прибор выдает совершенно другие показания, то диагностируемый диод следует заменить.
Аналогичным методом проверяются и схема из положительных или отрицательных диодов, прощупывая каждый из них и заменяя изделие, в случае необходимости.
Причин, почему сгорает диодный мост генератора, довольно много и, очень часто, они являются следствием невнимательных действий самого водителя. Например, неправильное подключение клемм аккумулятора, повышенная нагрузка, езда в особо сложных условиях и так далее. Поэтому, если вы не хотите иметь проблем с одной из важнейших элементов своего транспортного средства – генератора, то рекомендуется более осмотрительнее и аккуратнее водить свой автомобиль.
Как проверить диодный мост генератора ВАЗ?
Диодный мост (его также называют выпрямительный блок генератора) – это электрическая схема, образованная цепью диодов для преобразования переменного тока в постоянный. Диоды эти по целому ряду причин имеют свойство перегорать, что чаще всего чревато быстрой разрядкой АКБ, ведь вся нагрузка (питание магнитолы, головного света, навигатора и т.п.) с диодов переходит на нее. Заметили и за своей аккумуляторной батареей неладное, первым делом проверьте диодный мост, а мы подскажем как.
Способ №1 — без демонтажа блока.
1. Снимите защитный кожух генератора.
2. Проверьте на работоспособность всю цепь диодов, для этого подключите лампочку (1..5, 12 В) одним концом к минусу на АКБ, вторым – к плюсу клеммы «30». Если лампа загорелась, в цепи есть короткое замыкание, следовательно, один или несколько диодов в ней неисправны, осталось только определиться какие (положительные или отрицательные). Эта информация подскажет знающему автовладельцу, на что обратить свое внимание, чтобы установленный на место неисправного рабочий диодный мост генератора тоже не сгорел.
3. Итак, первой проверим отрицательную группу, для этого соединим минус лампочки с корпусом генератора, а плюс – с одним из крепежных болтов диодного моста. Если лампочка загорится (постоянно или будет моргать), значит, имеет место короткое замыкание либо вентилей, либо витков обмотки статора.
4. Переходим к плюсовым диодам. Соединяем плюс аккумуляторной батареи через нашу лампочку с зажимом генератора «30», а минус подводим к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Загоревшаяся лампочка – явный признак присутствия короткого замыкания.
5. Последний этап – диагностика дополнительных диодов. Оставляем минус аккумуляторной батареи на одном из болтов крепления моста диодов, а ее плюс через лампу подводим к выводу генератора «61». Излучающая свет лампа опять же свидетельствует о присутствии замыкания в данной группе диодов.
Способ №2 — с помощью мультиметра.
Данный вариант поможет выявить, какой (или какие) именно диод неисправен. Правда, осуществить данную проверку можно лишь полностью демонтировав выпрямительный блок генератора с автомобиля, поэтому первым делом займитесь именно этим. Далее переходите к выполнению следующих действий.
- Включите мультиметр в режим «пищалки». Если такого режима в вашем устройстве нет, выставьте его на 1 кОм.
- Прислоните щупы к обоим концам диода, затем поменяйте их местами. Если в одном случае мультиметр показывает бесконечность, а во втором – 400-700 Ом, диод исправен. Если же оба показателя равны бесконечности, то исследуемый диод оборван, если имеют одинаковое или маленькое сопротивление – пробит и требует замены.
- Проверьте таким образом все диоды и точно будете знать, какой из них подпаять, какой заменить, чем существенно сэкономите на ремонте. Хотя если большого желания – и навыков, кстати, тоже – нет, то может и не стоит тратить время. Проще в таком случае будет немного переплатить и полностью заменить весь диодный мост.
Рекомендую прочитать:
Как самостоятельно проверить генератор на ВАЗ-2109
Генератор в автомобиле обеспечивает выработку электричества за счет силовой установки. Если он сломается, то в первую очередь садится аккумулятор, и в итоге машина попросту не сможет сдвинуться с места.
В данной статье рассказывается, как проверить своими руками генератор, установленный на автомашине ВАЗ-2109.
Стоит отметить, что нет разницы, какой мотор установлен на авто – инжектор или же карбюратор. В обоих случаях диагностика производится по тому же алгоритму.
Для того чтобы определить характер поломки в домашних условиях,требуется, прежде всего, знать, как производить диагностику генератора.
Первый этап производят, не снимая устройство с машины. Всего есть несколько вариантов, но наиболее качественный – мультиметром. Правда, для этого лучше всего привлечь кого-нибудь из знакомых.
Прежде всего, нужно выяснить, способен ли выполнять свою работу регулятор напряжения. Специалисты отмечают, что наиболее часто именно из-за него генератор может не функционировать должным образом. Проблема с ним возникает из-за завышенного напряжения в электросети.
Сам генератор тестируют так:
- мультиметр выставляют на вольты;
- запускают силовой агрегат;
- измеряют напряжение на батарее и на клеммах генератора.
В норме прибор покажет от 14 до 14,2 вольт. После этого потребуется выжать педаль газа – рост напряжения не должен в таком случае превышать половины вольта.
Увеличение этого показателя свидетельствует о том, что работоспособность генератора нарушена. Скорее всего, потребуется замена реле напряжения.
Кроме того, можно еще действовать таким образом:
- двигатель запускают и дают поработать немного;
- нажимают газ и доводят коленвал до 3-х тысяч оборотов;
- включают фары (дальний свет);
- нагрев заднего стекла;
- вентилятор печки.
При такой нагрузке на батарее должно быть напряжение более:
- 13,2 вольт (тип генератора – 9402.3701);
- 13,6 (37.3701).
Отличные от нормативных показатели свидетельствуют о:
- неисправности обмоток;
- выходе из строя регулятора напряжения;
- поломке щеток.
Чтобы исключить из списка регулятор, требуется обесточить все приборы,кроме фар, и замерить напряжение повторно. Если указанный узел исправный, то показатели будут такими:
- для 37.3701 – до 14,6;
- для 9402.3701 – до 14,7.
Диодный мост
Данный узел является обычным выпрямителем. В его составе 6 диодов. Половина их приходится на «минус» (масса подключена к катоду), другая, соответственно, на «плюс» (анод). Проверка мостика производится тестером, переведенным в звуковой режим. В нем работать будет здесь гораздо удобнее.
Необходимо прозвонить каждый диод по отдельности в разных направлениях. Но в норме сигнал прозвучит только один раз. Если писк слышится в обоих случаях – деталь нужно заменить. Впрочем, на самом деле проще всего установить полностью новый мост – он не так уж и дорого стоит.
Проверка генератора
Основные элементы генератора следующие:
Статор представляет собой цилиндр из стали, скрывающий обмотку. Чтобы проверить, не произошел ли ее обрыв, потребуется в первую очередь снять диодный мостик.
Прежде всего, его нужно осмотреть на предмет внешних повреждений. Снятый генератор разбирают и обследуют. На статоре не должно виднеться никаких следов перегрева или других механических дефектов. Здесь тестер переключается на измерение сопротивления. Затем проверяют, есть ли изоляция между корпусом генератора и обмоткой. Чем выше будут результаты, тем лучше – это говорит об отсутствии пробоя. Когда же показатели достигнут только 50 кОм – заменить узел придется.
С помощью тестера также можно убедиться и в исправности якоря. На его концах находятся кольца, которые контактируют с графитовыми щетками. Якорь требуется достать из генератора и посмотреть, не повреждены ли подшипники или обмотка. Последнюю прозванивают тестером, установив щупы между кольцами – показатель не должен превышать нескольких Ом.
Если щетки имеют заметный износ – то их меняют на новые.
Основные неисправности
Достаточно часто наблюдается следующая картина – зажигание включено, но лампочка генератора на панели не горит. Обычно это свидетельствует о том, что:
- произошел обрыв проводки;
- перегорел предохранитель.
В таком случае проверяют все кабели, идущие от генератора. При обнаружении поврежденного проводка его заменяют.
Также случается, что:
- лампочка не горит;
- батарея быстро садится,даже если зарядку только что произвели;
- однако остальные контролирующие приборы работают в штатном режиме.
Все эти признаки совершенно однозначно указывают на неисправность именно генератора. Здесь возможно, что:
- замкнуло диод;
- был утрачен контакт на обмотке;
- поломалось реле тяговое;
- пришли в негодность держатели щеток.
Впрочем, достаточно часто происходит всего лишь обрыв провода между генератором и приборной панелью или перегорание лампочки.
Если лампа горит при включенном зажигании, и аккумулятор получает заряд, то следует обратить внимание на исправность регулятора напряжения.
При запущенном двигателе индикация светится слишком сильно или, наоборот, чересчур слабо. Здесь, возможно, проблема кроется в малом натяжении приводного ремня. В норме он не должен поддаваться при нажиме пальцем более чем на 10 миллиметров. Также заменить его придется, если на поверхности будут заметны невооруженным взглядом следы значительного износа.
Иногда генератор не работает из-за того, что обмотка статора замкнулась на массу либо произошел разрыв электрической цепи.
Кроме того, на якоре порой отходят выводы колец контактных от обмотки. Их можно припаять на место.
Громкий шум, издаваемый генератором, скорее всего, свидетельствует о выходе из строя подшипников.
Демонтаж генератора
Прежде всего, требуется отключить батарею, чтобы полностью обесточить электросеть автомобиля.
- отключают от генератора все провода;
- ослабляют гайки, удерживающие его на месте;
- прибор приподнимают и снимают ремень;
- полностью откручивают винты фиксирующей планки от блока цилиндров;
- под мотором находятся болты, крепящие кронштейн – их требуется удалить;
- генератор вынимают.
Источники: http://avtooverview.ru/ekspluataciya/kak-proverit-diodnyj-most-generatora-v-garazhe/, http://autoepoch.ru/remont-i-obsluzhivanie-avto/kak-proverit-diodnyj-most-generatora-vaz.html, http://ladaautos.ru/vaz-2109/kak-samostoyatelno-proverit-generator-na-vaz-2109.html