Самостоятельный ремонт печки ВАЗ-2109
Содержание
Чтобы обеспечить комфортную температуру, в автомобиле устанавливают отопитель. Котроллер поддерживает в салоне машины нужный микроклимат в заданном владельцем режиме. Максимальное отклонение при этом не должно составлять более 2-х градусов по Цельсию. Отхождение от этих величин свидетельствует о неисправности.
Как произвести на ВАЗ-2109 собственноручно ремонт печки, рассказывает эта статья.
Нагрев подаваемого в салон воздуха происходит за счет радиатора, встроенного в систему охлаждения. Нагнетается он затем вентилятором через дефлекторы. За интенсивность подачи тепла отвечает специальный регулятор, находящийся на панели.
Особенности отопительной системы
И в более современных моделях «девятки» (где уставлена высокая панель приборов), и в ранних (где она низкая), вентиляция одного типа: приточно-вытяжная. Воздух поступает через особые отверстия, установленные в области ветрового стекла самотеком или же принудительно, когда работает вентилятор обогревателя.
Выходит же он из салона через щели, устроенные в дверях. Там есть клапаны, которые позволяют выпускать воздух наружу, но препятствуют поступлению его извне.
Отопитель встроен в систему охлаждения мотора и состоит из:
- радиатора обогревателя, установленного возле основного;
- краника;
- насоса;
- вентилятора.
Сама печка установлена в салоне под панелью приборов. Попадая в радиатор, воздух нагревается и далее подается в салон электрическим вентилятором.
Если этот элемент требуется снять, то делать это нужно со стороны подкапотного пространства.
Краник обогревателя соединен с двумя парами трубок, отходящих от охлаждающей системы. Непосредственно в его корпусе находится клапан, позволяющий пропускать тосол. Его рычаг при помощи тяги приводится в движение рукоятью, находящейся в салоне.
Насос заставляет ОЖ циркулировать в радиаторе.
Открытие (полное) заслонки и крана происходит, если регулятор перемещают вправо до упора. Параллельно вентилятор нагнетает воздух в радиатор, а насос активизирует движение охлаждающей жидкости.
За работу нижних рукавов, подающих тепло к ногам сидящих в салоне людей, отвечает верхний регулятор, приводящий в движение заслонку.
Нормально работающая печка позволяет при 20 градусах мороза поддерживать в салоне комфортные 20 тепла.
Основные неисправности
Как правило, отказ отопителя происходит из-за того, что перестает функционировать его электромотор. Причин тому есть несколько:
- сгорание плавкой вставки предохранителя;
- обрыв проводов электроцепи, отвечающей за его работу;
- отказ переключателя.
В первом случае неисправное защитное устройство подлежит замене. Если и новый предохранитель сгорает, то требуется выяснить, почему это происходит. Чаще всего так случается, если имеется повреждение изоляции проводов или их отрыв от соединяющих клемм. Электрическую цепь тестируют мультиметром, и при обнаружении дефекта его устраняют.
Регулятор, в свою очередь, как правило, не работает должным образом, когда подгорают его контакты. Также аналогичный результат провоцирует и сломанный толкатель. Исправность этого элемента определяется измерением напряжения на боковых его контактах. Его наличие при переключении тумблера говорит о работоспособности. В противном случае требуется произвести замену данного узла.
Помимо того, сам моторчик может выйти из строя. Причины чаще встречаются следующие:
- обрыв проводов обмоток якоря;
- зависание щеток;
- окисление коллектора.
Если устранение этих причин не привело к исправлению проблемы – то двигатель меняется полностью.
Иногда неисправность случается из-за обрыва проводов, питающих монтажный блок или по причине перегорания в нем дорожки токоведущей.
И, наконец, может также произойти разрушение цепи резисторов – ее проверяют и заменяют пришедший в негодность элемент на исправный.
Процедура производится после слива тосола, в таком порядке:
- со стороны салона отсоединяют 2 трубки, ведущие к кранику (понадобится ослабить фиксирующие хомутики);
- в отсеке двигателя отключают остальные две;
- откручивают гайки на самом кранике (с днища) и снимают его (с передка);
- демонтируется тяга (понадобится отсоединить держатель);
- убирается защитный корпус рычага КПП;
- выкручивают винт в туннеле коробки передач и снимают покрытие половое;
- от обогревателя отключают вентиляционный рукав;
- с резистора и мотора печки убирают провода их питающие;
- справа от отопителя есть гайки, крепящие его – их выкручивают и сам прибор демонтируется вместе с панелью управления.
Неисправный обогреватель стоит отдать на ремонт в сервис, поскольку попытки его починить своими силами скорее всего приведут к нежелательным последствиям.
Другие проблемы
Иногда при работающей на полную силу печке из дефлекторов поступает чуть теплый воздух. В этой ситуации потребуется регулировка заслонок.
Сделать это несложно: необходимо вооружиться плоскогубцами и терпением. При помощи названого инструмента натягивают тросик, расположенный возле привода педали газа. Сдвигание его вправо откроет заслонку, и горячий воздух поступит в салон.
Кроме этого, холод в машине нередко сигнализирует о поломке радиатора. Ремонтировать этот узел незачем – его меняют на новый. Действовать следует таким образом:
- автомобиль ставят на ровной площадке;
- краник печки открывают и сливают из охладительной системы всю жидкость там находящуюся;
- демонтируют панель приборную.
Последний пункт выполняется в таком порядке
- от АКБ отключают минусовую клемму;
- снимают тросик привода и тягу заслонки;
- убирают все рукояти, управляющие обогревателем и вентилятором;
- вытаскивают защитную накладку;
- разъединяют все колодки проводов ведущих к панели;
- демонтируются все установленные там приборы, а еще руль и замок зажигания;
- откручивают винты, удерживающие панель на месте, и снимают ее.
Таким образом, открывается доступ к радиатору. Чтобы его снять, понадобится отключить от него шланги и выкрутить фиксирующие шурупы.
Если проблема заключается только в загрязнении радиатора, то его потребуется очистить. При обнаружении протечки весь узел меняется на новый.
Устройство и эксплуатация печки ВАЗ-2109. Инструкция по ремонту.
Отопление салона любого автомобиля обеспечивается воздухом, который подогревается в радиаторе отопителя. Радиатор печки ВАЗ 2109 включен параллельно к основному радиатору, входящего в систему охлаждения автомобильного двигателя.
Сам отопитель крепится четырьмя гайками в салоне под панелью приборов к болтам, что приварены к коробке воздухопритока. Воздух, подогретый в отопителе, через систему воздухопроводов направляется в салон. Воздухопроводы крепятся к панели приборов снизу и уплотняются прокладками.
Особенности устройства печки ВАЗ 2109
1. Скоба крепления кожухов отопителя; 2. Заслонка управления отопителем; 3. Левый кожух отопителя; 4. Тяга заслонки обогрева ног; 5. Уплотнительная прокладка радиатора; 6. Радиатор ; 7. Уплотнительная прокладка отопителя; 8. Электродвигатель; 9. Кожухи вентилятора; 10. Рабочее колесо вентилятора; 11. Заслонка обогрева; 12. Воздухопровод обогрева ветрового стекла; 13. Воздухопровод бокового сопла; 14. Боковое сопло; 15. Заслонка центрального сопла; 16. Толкатель лопаток; 17. Ось лопатки; 18. Лопатка; 19. Рычажок перекрытия центрального сопла; 20. Тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 21. Рычажок изменения направления воздушного потока; 22. Рукоятка управления подогревом воздуха; 23. Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 24. Рукоятка подачи воздуха в ноги; 25. Кронштейн рычагов управления; 26. Скоба крепления оболочки тяги; 27. Тяга управления краном; 28. Тяга заслонки управления отопителем; 29. Заслонка обогрева ног; 30. Оси рычагов управления подогревом воздуха; 31. Стяжной винтовой хомут; 32. Клапан крана отопителя; 33. Корпус крана; 34. Рычаг клапана; 35. Шланги, соединяющие кран с радиатором отопителя; 36. Воздухопровод внутренней вентиляции; 37. Окна обогрева ног задних пассажиров; 38. Кран отопителя; 39. Окно обогрева ног водителя; 40. Облицовка центральной стойки; 41. Внутренняя полость центральной стойки; 42. Воздухопровод вытяжной вентиляции; 43. Обивка центральной стойки; 44. Облицовка дефлектора вытяжной вентиляции; 45. Резиновый клапан; 46. Корпус дефлектора; 47. Дефлектор вытяжной вентиляции; 48. I. Отопитель; 49. II. Схема работы отопителя; 50. III. Кран отопителя; 51. IV. Вытяжная вентиляция салона
Печка состоит из 2 пластмассовых кожухов (правого и левого), которые соединяются между собой по периметру скобами крепления. Специальный жгут закладывается для уплотнения в пазы кожухов. Электровентилятор, принудительно подающий воздух в салон, крепится двумя винтами сверху отопителя. Конструкция печки сделана так, что электровентилятор можно легко снять со стороны отсека двигателя.
К кожухам вентилятора крепится электродвигатель типа 45.3730, на валу которого установлено рабочее колесо электровентилятора с тремя скоростями вращения благодаря двум спиралям резистора. Чтобы получить необходимую частоту вращения рабочего колеса, предусмотрен дополнительный резистор, прикрепленный в отверстие кожуха печки с левой стороны винтом.
Радиатор подогрева подаваемого воздуха установлен в кожухах отопителя. Он крепится к правому кожуху тремя винтами и уплотняется пенополиуретановой прокладкой. Состоит он из:
- двух рядов трубок,
- охлаждающих пластин,
- двух пластмассовых бачков.
Краник отопителя. состоящий из корпуса с двумя парами патрубков, подсоединен к системе охлаждения резиновыми шлангами. Циркуляцию жидкости через радиатор осуществляет насос системы охлаждения. На подводящей магистрали в корпусе крана на оси установлен пластинчатый клапан крана, имеющий отверстие пропускающее охлаждающую жидкость. Рычаг клапана соединяется тягой с рычагом рукоятки, которой можно управлять подогревом воздуха. При повороте этого рычага отверстие в клапане откроет магистраль, чтобы жидкость стала поступать в радиатор. Тут подробнее о замене крана отопителя.
Управление печкой осуществляется с помощью трех рукояток, рычаги которых установлены на осях пластмассового кронштейна, прикрепленного к панели приборов четырьмя винтами. Рукоятка управления подогревом воздействует на рычаг крана через тягу и на рычаг привода заслонки. При полном ее перемещении вправо и кран, и заслонка полностью открываются, воздух электровентилятором подаются через радиатор, где проходит прогон нагретой охлаждающей жидкости.
При среднем положении рукоятки кран и заслонка находятся в промежуточных положениях, часть воздуха в этом случае проходит через радиатор, а часть минует его. Этим надежно обеспечивается нужная степень подогрева воздуха в данный момент. Если рукоятку поместить в крайнее левое положение, кран и заслонка управления полностью закрыты, подающийся в салон воздух при этом не подогревается.
Верхняя левая рукоятка, регулирующая подачу воздуха к ногам водителя и пассажиров, соединена с рычагом заслонки тягой. При ее перемещении влево заслонка обогрева ног открывается, а воздух из кожухов направляется в окна. С левой и правой сторон воздух подается в ноги водителя и пассажира, находящегося на переднем сиденье. В ноги пассажиров на задних сиденьях воздух подается по воздухопроводу внутренней вентиляции.
Рукоятка, регулирующая подачу воздуха на лобовое стекло, соединена тягой с рычагом привода заслонки обогрева стекла. Она перекрывает или открывает воздуху путь на стекло через воздухопровод.
Для обеспечения подачи воздуха на пассажиров и для обдува боковых стекол авто печка имеет правое и левое боковые, а также 2 центральных сопла. Корпус каждой из них снабжен заслонкой с уплотнителем из пенополиуретана. Открывая или закрывая эту заслонку за рычажок, можно изменять интенсивность воздухопотока, а его направление можно изменять рычажком, который поворачивает в нужное положение сопло с направляющими и лопатки.
При температуре воздуха снаружи в минус 20°С печка обеспечивает при максимальном режиме обогрева следующие показатели температуры:
- плюс 20°С — в салоне ВАЗ 2109,
- плюс 25°С — в зоне ног.
Автомобиль имеет вытяжную вентиляцию, которая обеспечивает отсос воздуха из салона. На модели ВАЗ-2109 она находится сзади от проемов кузова для боковых стекол. Она осуществляется также через разряжение, возникающее у дефлекторов при движении машины. Отсос воздуха происходит под облицовки дефлекторов из задней части салона. Он отжимает резиновые клапаны, которые предотвращают попадание воздуха снаружи при боковом ветре в салон, и выходит наружу.
Особенности эксплуатации и ремонта печки ВАЗ 2109
Многие владельцы отечественного автомобиля данной марки знают про то, что плохо греет печка ВАЗ 2109. В результате салон прогревается слабо, а ехать в таком авто не комфортно. В таких случаях, проводится доработка печки. Чаще всего делается это в рамках ВАЗ 2109 тюнинга своими руками. Видео- и фотоинструкции работ по тюнингу своими руками можно найти в Интернете. Но иногда бывает достаточно снять печку ВАЗ 2109 и отнести ее в ремонт.
Порядок работы описан ниже.
- Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем два шланга от патрубков крана под панелью приборов изнутри салона.
- Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем от патрубков крана шланги в моторном отсеке.
- Отворачиваем гайки крепления крана печки.
- Снимаем кран со щита передка.
- Снимаем держатель тяги крана.
- Отсоединяем тягу от рычага крана.
- Снимаем чехол, защищающий рычаг переключения передач, с облицовки полового туннеля.
- Снимаем накладку облицовки пола.
- Отворачиваем винт крепления в задней части туннеля облицовки пола.
- Снимаем со сдвигом назад облицовку туннеля пола.
- Снимаем воздуховод внутренней вентиляции, отсоединяем его от корпуса печки.
- Отсоединяем от электродвигателя отопителя провода.
- Отсоединяем провода от резистора.
- Отворачиваем с правой стороны отопителя гайки крепления.
- Отворачиваем гайки крепления и снимаем отопитель вместе с панелью управления.
После данных манипуляций достаточно выбрать хорошую мастерскую и отнести туда печку.
Когда печка дует слабо, можно отрегулировать заслонки. Как это сделать, показано на видео.
Виновником того, что в автомобиле остается холодная печка, может быть виноват радиатор .
Инструкция по его замене представлена ниже:
- Полностью открываем кран отопителя и сливаем охлаждающую жидкость из системы.
- Снимаем панель приборов: сначала отключаем провод от клеммы аккумулятора со знаком минус, устанавливаем колеса в прямом положении, отсоединяем трос привода и тягу воздушной заслонки.
- Снимаем ручки управления печки, переключатель вентилятора и отсоединяем накладку.
- Отключаем все колодки с проводами: колодки противотуманных фонарей, наружного освещения, аварийной сигнализации, подсветки прикуривателя, обогрева заднего стекла.
- Откручиваем винты, которыми крепится панель управления и козырек над приборами.
- Отсоединяем шланг штуцера, трос спидометра и колодку с проводами.
- Извлекаем приборы из панели.
- Снимаем ручку гидрокорректора света и отворачиваем гайку, что крепит гнездо корректора фар.
- Производим снятие рулевого колеса и всех переключателей.
- Вынимаем замок зажигания с трубой рулевой колонки.
- Снимаем ручку с тяги, отсоединяем винты, что прикрепляют к приборной панели направляющую тяги.
- Отворачиваем винты закрепления панели приборов с левой и с правой сторон.
- Вытаскиваем панель.
- Отворачиваем винт с правого края печки, который закрепляет хомут тяги заслонки, что отвечает за обогрев стекла.
- Вынимаем радиатор печки, открутив 3 болта крепления.
- Ослабляем хомуты, крепящие шланги, и снимаем их с патрубков.
Радиатор нужно подвергнуть тщательной очистке, а в случае серьезных проблем – лучше заменить его на новый.
Лада 2109 Нептун › Бортжурнал › Ремонт печки 2109, высокая панель, теплая печка, проклейка высокой панели
История началась еще летом, когда я начал замечать небольшие потеки на коврике переднего пассажира, это был тосол. Сначала я думал, что капает из под шлангов радиатора, но замена хомутов на новые результата не дали. Потом потёки стали сильнее, и я понял, что потек радиатор. Нужна замена
Так же, все знают про болезнь высокой панели, т.е. про странную систему воздуховодов, и строения печки. У меня как и у многих, в ноги дул кипяток, по бокам ледяной, на стекло теплый, и тд.
И я решил, что раз уж менять радиатор, то можно попробовать улучшить ситуацию с печкой и качественно проклеить панель.
Поехал в магазин, и купил всё что нужно:
Радиатор печки, обычный (не медный) — 350 р.
Набор тросиков печки — 90 р.
Тосол 10 литров — 410 р.
Бачок ох. жидкости 80 р.
Заслонка печки — 80 р.
Боковые дефлекторы 120 р.
Маделин 1х0.5 м. — 200 р.
Битопласт 1х0.25 м. — 100 р.
Далее загнал в гараж на пару дней.
Сначала разобрал панель
основание панели, частично проклеенное ранее
Слил тосол, из радиатора и блока цилиндров. После снял патрубки радиатора печки и снял печку.
печка, грязная, до ужаса.
Вот сколько всего было в печке( задумался об установке фильтра.
Выставив главную заслонку (тепло, холод) в положение "тепло" заслонка не плотно прилегала со всех сторон, от сюда и причина холодного воздуха. Разобрал печку (ничего сложного) И начал проклеивать стыки, заслонки, чтобы не оставалось ни одной щели. Самое сложное оказалось в проклейке главной (большой) заслонки. Заслонка с наклеенным битопластом очень туго ходила в пазах, приходилось где-то отклеивать, где-то приклеивать. Если надумаете, то обязательно проверяйте, что заслонка ходит легко, иначе она будет застревать на пол пути, и тросик может соскочить. В итоге я всё подогнал, щелей нигде нет, ход у заслонки свободный.
В проклейке двух других заслонок нет ничего сложного.
Дальше собираем печку обратно, и проклеиваем стыки маделином по всей длине. Вставляем новый радиатор, и настраиваем тросики заслонок, занятие тоже кропотливое.
Перед установкой печки на место я решил заменить патрубки печки, пока есть возможность. Купил балаковские, самые хорошие.
Далее я начал собирать всё обратно, перед прикручиванием нужно настроить тросик краника печки. Ход рычага (тепло/холод) меньше, чем ход крана, и по этому кран либо не полностью открывался, либо не полностью закрывался. Нужно было выбирать одно из двух, я конечно же выбрал второй вариант, так как жар костей не ломит.
Следующим моим шагом была проклейка панели маделином, советую не жалеть, и заклеивать все возможные места соприкосновения с другими деталями.
Проклеил кромку по всей длине, и явные места соприкосновения с кузовом.
Также проклеил воздуховоды и места в районе бардачка.
Задняя часть бардачка
Далее я закрепил основание панели на его законном месте, подергал, чтобы проверить есть ли скрипы.
Потом я заклеил щели между соплами печки и основанием панели, чтобы воздух никуда не девался.
Дальше осталась сборка всего остального. Обязательно промаркируйте провода, и запомните как расположены тросики печки, собрать окончательно я смог не сразу, было потрачено много нервов и времени.
Так же заменил расширительный бачок, мой весь пожелтел и портил вид.
Итог работы меня очень порадовал, радиатор не течет, уровень тосола на месте, потоки воздуха стали сильнее, так как щелей не осталось совсем, из всех мест идет равномерно горячий воздух, и панель не издает никаких посторонних звуков (надеюсь хватит надолго).
Цена вопроса: 1 400 ₽ Пробег: 32000 км
Источники: http://ladaautos.ru/vaz-2109/samostoyatelnyj-remont-pechki-vaz-2109.html, http://vsepoedem.com/story/ustroystvo-i-ekspluataciya-pechki-vaz-2109, http://www.drive2.ru/l/2831847/