Замена вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109.
Содержание
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – это можно сказать сердце тормозной системы вашего автомобиля. Именно он создает достаточное усилие для хорошего торможения, от его исправности напрямую зависит безопасность передвижения на автомобиле.

Сегодняшняя статья посвящена признакам неисправности вакуумного усилителя тормозов, а также я опишу пошаговую процедуру замены этой детали на автомобиле ВАЗ 2109.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов.
К признакам неисправности ВУТ можно отнести:
- Недостаточную эффективность торможения;
- «Тяжелую» педаль тормоза (подробнее писал здесь );
- Снижение холостых оборотов двигателя при нажатии на педаль.
При первых двух признаках «вакуумник» следует проверить, совсем не факт что он вышел из строя. При снижении оборотов холостого хода от нажатия на педаль тормоза, для начала, необходимо проверить подсос воздуха во впускной тракт автомобиля, а также на всех вакуумных шлангах. Если подсоса воздуха нет, деталь нужно заменить.
Замена вакуумного усилителя тормозов ВАЗ на автомобиле 2109 — пошаговая инструкция.
Операция по замене «вакуумника» не отличается большой сложностью и не требовательна к наличию специального инструмента.
Тем не менее, при замене ВУТ не нужна спешка. Внимание и аккуратность должны стать вашими верными помощниками при выполнении этой операции.
- Отсоедините шток ВУТ от педали.

Необходимо вытащить шплинт, который соединяет шток ВУТ и педаль. Для предотвращения выпадения шплинта он закреплен стопорной скобой, она легко вынимается при помощи плоскогубцев.
- Отсоедините главный вакуумный шланг от «вакуумника».

Это просто! Не надо ничего откручивать, шланг (указан красной стрелкой) просто снимается со штуцера ВУТ, с небольшим усилием, но снимается.
- Отсоедините главный тормозной цилиндр (ГТЦ) от вакуумного усилителя тормозов.

Для того чтобы отсоединить ГТЦ от «вакуумника», вам нужно открутить две гайки (указана красной стрелкой, вторая гайка расположена с противоположной стороны главного тормозного цилиндра). После того как открутили ГЦТ, отводим его ближе к переду машины, стараемся сильно не деформировать тормозные трубки.
Совершенно не обязательно создавать себе лишнюю работу и откручивать тормозные магистрали от ГЦТ (указаны зелеными стрелками). Открутив тормозные магистрали от ГЦТ, вы завоздушите тормозную систему и после замены вакуумного усилителя тормозов ее необходимо будет прокачать. Для этого нужна тормозная жидкость и помощник, который будет качать тормозную жидкость педалью, пока вы будете выпускать воздух из системы.
- Отсоедините ВУТ от кузова автомобиля.
Усилитель крепится к кузову автомобиля через кронштейн. Он, в свою очередь, присоединен к кузову автомобиля четырьмя гайками, которые вам нужно открутить. На этом этапе придется немного попотеть. Потому что доступ к гайкам крепления кронштейна затруднен. Проявите немного терпения и все у вас получится.
После того как гайки откручены, извлеките вакуумник из подкапотного пространства.
- Отсоедините кронштейн крепления от ВУТ (как на фото).

ВУТ крепится к кронштейну при помощи двух гаек. Открутите эти гайки и отсоедините дета. Благо, сделать это не очень трудно. Доступ к гайкам просто замечательный.
- Установите кронштейн крепления на новый вакуумный усилитель тормозов.
То, что вы делали в предыдущем пункте, нужно повторить в обратной последовательности. Установите кронштейн крепления на новый вакуумник.
- Произведите установку нового вакуумного усилителя тормозов на авто.
В порядке обратном разборке установите новую деталь на машину. Особое внимание обращаю на соединение штока ВУТ и тормозной педали, очень многие забывают это делать. Еще большее внимание обращаю на обязательную установку стопорной скобы на шплинт крепления тормозной педали к штоку вакуумного усилителя тормозов.
После окончательной сборки проверьте еще раз затяжку всех гаек и болтов. Проверьте установку вакуумного шланга. Как видите, процедура замены вакуумного усилителя тормозов на автомобиле ВАЗ 2109 не требует каких-то специальных навыков или сложного инструмента. Самое главное – это внимание, аккуратность и небольшой набор самых простых ключей.
Рекомендую прочитать:
Как проверить вакуумный усилитель тормозов ваз 2109?

Вакуумный усилитель для тормозов (ВУТ) – это основной механизм в работе тормозной системы транспортного средства. Именно от его работоспособности зависит процесс торможения автомобиля и безопасность водителя с пассажирами. ВУТ требует периодической проверки на наличие неисправностей или дефектов в его работе.
Причины неисправности ВУТ:
- Произошел разрыв диафрагмы;
- На шланге, который идет к усилителю есть трещины или он оборвался;
- Сломалась пружина.
Отремонтировать устройство можно в техцентрах, которые имеют необходимые инструменты и специалистов, знающих свою работу. Если поездка на станцию техобслуживания не по карману, можно обойтись своими силами, заменив устройство полностью согласно с прилагающейся к нему инструкцией. Но прежде чем совершить замену, следует убедиться, что причина поломки именно в ВУТ.
Как проверить вакуумный усилитель тормоза на автомобиле ВАЗ 2109?
Способ проверки устройство очень простой и не требует никаких инструментов и механизмов. Чтобы увидеть проблему достаточно обратить свое внимание на тормозную педаль. Например, когда для того чтобы добиться торможения авто необходимо сильнее вдавливать в пол педаль тормоза, сам процесс торможение стал не таким эффективным как ранее и иные – это свидетельствует о наличии дефектов в работе ВУТ.
Для проведения проверки ВУТ ВАЗ 2109 необходимо:
- Остановите автомобиль и заглушите двигатель.
- Несколько раз с силой нажать на тормозную педаль, а затем прекратите давление в средине хода.
- После этого, не убирая ногу с педали, запустите двигатель.
В случае нормальной работоспособности ВУТ будет ощущение того, что педаль немножко провалилась вниз, если этого не случилось, то вакуумный усилитель или система торможения вышли из строя.
Визуальная проверка ВУТ ВАЗ 2109
- Проверьте цельность соединения, патрубка и обратного клапана.
- Удостоверьтесь, что на фланце нет никаких повреждений.
- Затем проведите тщательное обследование всех изгибов патрубка. Обнаружив на нем трещины или влажные следы, необходимо их тут же заменить.
- При наличии дефектов или неполадок в уплотнителе хвостовика, который находится под рулевой колонкой, транспортное средство способно само по себе немного подтормаживать. Чтобы не допустить подобной проблемы следует его проверить, достав коврик и осуществив осмотр защитного колпачка. Если он начинает присасываться – это свидетельствует о его неисправности.
- Далее снимите колпачок, и заведите двигатель. После этого несколько раз качните хвостовик клапана, услышав при этом шипение, можно говорить о поломке устройства.
Заметив хотя бы один намек на неработоспособность ВУТ, проведите своевременную замену. Устройство недорогое по цене и очень легко меняется, поэтому для страхования себя самого лучше его заменить, чем надеяться на то, что все работает исправно.
Самостоятельная замена вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109
Чтобы провести самостоятельную замену понадобится иметь в наличии набор рожковых и торцовых ключей с размерами 10, 13 и 17, а также новое устройство.
Инструкция по замене вакуумного усилителя тормоза:
- Отключите от тормозной педали шток, который идет от ВУТ.
- Открутите от усилителя тормозной цилиндр, который расположен в моторном отсеке.
- Далее необходимо снять цилиндр с вакуума, для этого можно открутить все трубки, проходящие от тормозного цилиндра к кузову, или же устранить одну гайку на «10».
- Отсоедините шланг, идущий от клапана усилителя к впускному коллектору.
- Используя кардан, отсоедините от кузова кронштейн крепления.
- ВУТ прикреплено к кузову автомобиля при помощи четырех гаек на «13».
- После снятия устройства, поставьте кронштейн креплений на новый усилитель, открутив две гайки на «17», а затем установите его на автомобиль.
Выполнив эту несложную процедуру, вы застрахуете себя и своих родных от непредвиденных ситуаций, возникающих из-за поломки ВУТ ВАЗ 2109.
Последние статьи
- Что такое смазочные композиции для мотора Suprotec и мнения автолюбителей Что такое смазочные композиции для мотора Suprotec и мнения автолюбителей
Как работают присадки для двигателя марки
Порядок действий по бумажной волоките.
Для чего нужна регулировка клапанов на двигателе
Точная регулировка клапанов на дизельных ЯМЗ 238:
Конструкция и процедура замены стеклоподъемника
Рекомендации по замене радиатора салонной печки
Какие базовые нормы топлива предлагает Минтранс
Заявленный и измеренный расход топлива на
Обслуживание тормозов ВАЗ 2109: замена неисправного «вакуумника»
вакуумник Вакуумный усилитель, «облегчающий» педаль тормоза, представляет собой тороид, разделенный диафрагмой на две камеры: одна постоянно связана с впускным коллектором, другая соединяется с атмосферой при нажатии на педаль. Смонтирован «помощник» в подкапотном пространстве за главным тормозным цилиндром и через шток связан с педалью тормоза.
Обследование узла
Утверждать о необходимости замены вакуумного усилителя на автомобиле ВАЗ 2109 уже следует в случае увеличения усилия, прикладываемого к тормозной педали. Впрочем, убедиться в корректности диагноза поможет простая проверка:
- заглушить мотор;
- нажать 5-6 раз на педаль тормоза;
- зажать тормозную педаль;
- завести мотор.
Идентификатором исправного ВУТ служит незамедлительный ощутимый уход тормозного рычага вперед.
Диагностировать неисправность узла поможет альтернативный симптом: при работающем двигателе под капотом слышно «шипение» в области подключения трубопровода впускного коллектора к штуцеру обратного клапана ВУТ. Опытные специалисты дополнительно предпочитают проверять:
- целостность подходящего патрубка; плотность посадки магистрального элемента на штуцере (шипение может появиться в результате ослабленного соединения).
Начальная стадия выхода из строя вакуумного усилителя особенно четко определяется на «девятках» с карбюраторной системой питания. Педаль тормоза активируется, как и положено, легким усилием, торможение хорошее и информативное, но:
- на холостых оборотах мотор «троит»;
- при нажатии на педаль тормоза холостой ход стабилизируется;
- после воздействия на акселератор на нейтральной передаче, независимо от регулировок карбюратора, имеют место быть «провалы».
При наличии вышеописанных симптомов целесообразно на работающем двигателе снять патрубок со штуцера «вакуумника» и заглушить шланг подходящим предметом или пальцем – холостой ход нормализировался и, следовательно, замена вакуумного усилителя на ВАЗ 2109 неизбежна. При обнаружении таким образом неисправности в пути, движение следует продолжить с отключенным ВУТ: педаль будет жесткой, но сохранится информативность.
Подготовка
Усилитель тормозов разборке и частному ремонту не подлежит – замена сборочной единицы производится в сборе. При выборе новой модели стоит учитывать, что усилители различных семейств ВАЗа не взаимозаменяемы.
В инструментальном обеспечении операции не предусмотрено использование специальных приспособлений:
- набор головок («13» и «17») с удлинителями и карданным шарниром;
- два рожковых ключа на «17»;
- плоская отвертка.
Как произвести замену дефектного вакуумного усилителя на ВАЗ 2109: список действий
Первоначальной задачей ремонта является отсоединение педали от штока усилителя. Демонтаж осуществляется в районе педального узла: необходимо рассоединить две единицы, связанные между собой зашплинтованным штифтом, с помощью плоской отвертки.
Дальнейшие работы осуществляются в подкапотном пространстве:
- отсоединить колодку питания датчика уровня тормозной жидкости;
- демонтировать кронштейн, фиксирующий гидравлические магистрали относительно рамы автомобиля (открутить гайку головкой на «10»);
- отсоединить главный тормозной цилиндр, открутив ключом на «17» две гайки крепления к ВУТ.
Примечание. При смене усилителя тормозов, отсоединять гидравлические магистрали от главного тормозного цилиндра не стоит. Длины патрубков вполне позволяют переместить узел за пределы рабочей области.
После открытия доступа к ВУТ, вступает в силу план замены вакуумного усилителя тормозной системы ВАЗ 2109, включающий мероприятия:
- отсоединить патрубок, связывающий камеру усилителя с впускным коллектором;
- снять распорку передних стоек (устанавливается дополнительно);
- открутить четыре гайки, фиксирующие корпус усилителя на шпильках кузова (используется связка вороток + удлинитель + карданный шарнир + головка на «13»);
- снять узел со шпилек и изъять его из подкапотного пространства.
принцип работы На обратной стороне усилителя (со стороны приводной вилки) установлен уплотнитель и закреплен кронштейн, посредством которого узел связывается с четырьмя шпильками на раме автомобиля. Детали подлежат демонтажу: достаточно головкой на «17» отвернуть две гайки крепления и снять железную конструкцию движением на себя. Пыльник легко стягивается со штока.
Смонтировав крепежный кронштейн и резиновый уплотнитель на новом усилителе, можно приступать к установке ВУТ, протекающей по обратному сценарию. При монтаже следует обратить внимание на три факта:
- соединять шток вакуумного усилителя с педалью тормоза стоит сразу же после посадки агрегата на крепежные шпильки (до затяжки гайками);
- опытные владельцы между тормозным цилиндром и ВУТ дополнительно наносят герметик, указывая на несовершенство уплотнительных элементов;
- шток ВУТ, воздействующий на главный тормозной цилиндр (расположен с лицевой стороны корпуса), может сместиться в процессе транспортировки или установки (необходимо проверить и, при необходимости, правильно установить, нажав до упора).
К сведению. Неправильно установленный исполнительный шток приведет к тому, что тормоза после сборки срабатывать не будут.
Видео о замене
Техническая справка по дефектации и замене ВУТ на ВАЗ 2109
- Осуществлять замену вакуумного усилителя гидросистемы тормозов ВАЗ 2109 стоит при проявлении симптомов: «шипение» под капотом в области ВУТ, тугая педаль тормоза, «невнятный» холостой ход, отсутствие при нажатии на педаль и одновременном пуске мотора дополнительного хода.
- Замена – снять ГТЦ (отсоединять гидравлические магистрали не следует), отсоединить шток от тормозной педали, заменить ВУТ, используя прежний кронштейн крепления к раме.
- Особенности – исполнительный шток усилителя, воздействующий на ГТЦ, может занять неправильное положение (пропадут тормоза).
Источники: http://autoepoch.ru/remont-i-obsluzhivanie-avto/zamena-vakuumnogo-usilitelya-tormozov-vaz-2109.html, http://avto-kuplya.ru/osobennosti-marok/24-kak-proverit-vakuumnyj-usilitel-tormozov-vaz-2109, http://mashinapro.ru/1251-zamena-vacuuma.html





