Какие признаки неисправности у ДПДЗ-ВАЗ 2114
Содержание
После усовершенствования «девятки» ВАЗ-2114 получил инжекторный двигатель, для стабильной работы которого установлено большое количество датчиков и автоматических устройств, позволяющих через ЭБУ самостоятельно регулировать и держать под контролем работу систем автомобиля.
Изменения коснулись и принципа подачи бензина в двигатель. В предыдущих моделях он был механическим, а сейчас за этот процесс отвечает электроника. Также устранена механическая связь педали газа с дроссельной заслонкой, а регулировка холостого хода машины происходит за счет перемещения самой заслонки.
Контролируется подача топлива при помощи сигналов, поступающих из всех систем автомобиля на ЭБУ. Один из них – это датчик положения дроссельной заслонки, или, как его сокращенно называют, ДПДЗ.
Принцип работы
Автолюбителям старой закалки, привыкшим после поднятия капота видеть тяги механического привода педали газа, не ясно, что такое ДПДЗ, и как происходит его работа.
Датчик дроссельной заслонки, так же как и она сама, устанавливаются на одной оси. ДПДЗ – переменный резистор, принцип работы которого такой же как, например, регулятор звука на старых телевизорах и магнитолах. Он подключен к ЭБУ разъемом с тремя проводами, два из которых подключены к неподвижным контактам потенциометра, а третий к подвижному контакту. Один из неподвижных контактов присоединен к корпусу автомобиля, а на другой подается напряжение 5 вольт.
При повороте дроссельной заслонки подвижного контакта на потенциометр поступает разное напряжение, зависящее от угла поворота заслонки. ДПДЗ напрямую связан с датчиком холостого хода.
В процессе запуска двигателя при закрытом положении заслонки, на контроллер поступает сигнал с датчика и подключается РХХ для подачи необходимой порции воздуха.
Признаки неисправности ДПДЗ
В процессе работы двигателя ВАЗ-2114 могут случаться разные неполадки, некоторые из которых происходят по вине датчика регулировки холостого хода, поэтому его нужно проверять вместе с ДПДЗ.
Владельца ВАЗ-2114 должны насторожить следующие симптомы:
- Отсутствие холостого хода.
- Загорание лампы на щитке приборов.
- Подозрительная работа холостого хода.
- Двигатель работает нестабильно, при отпущенной педали газа глохнет.
- В некоторых положениях дроссельной заслонки происходят резкие рывки автомобиля.
правности датчика дроссельной заслонки должны подтолкнуть водителя к поиску причин произошедшего. Появление любого из приведенных симптомов свидетельствует о том, что необходима проверка ДПДЗ. Проверка датчика положения – заслонки процесс несложный, и его можно осуществить самостоятельно, но нужно иметь некоторые измерительные приборы.
Самостоятельная проверка ДПДЗ
Учитывая то, что с признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки освоены, можно самостоятельно проверить его рабочее состояние. Для того чтобы проверить датчик, нужно заранее подготовить тестер, мультиметр или обычный вольтметр со шкалой 15-20 вольт.
Проведение проверки будет осуществляться так:
- Откройте капот и найдите ДПДЗ. Он расположен возле дроссельной заслонки.
- Разъем надо отключить от датчика дроссельной заслонки.
- Переключите измерительный прибор в режим замера напряжения.
- «Минусовой» щуп прибора нужно подключить к кузову автомобиля, а вторым будет осуществляться проверка напряжения. Осмотрите разъем, и найдите вывод, обозначенный буквой А.
- Включите зажигание, и проверьте напряжение на этом выводе. Оно должно составлять 5 вольт. Если есть напряжение, значит, датчик вышел из строя, его нужно заменить или отремонтировать. В случае если напряжение намного ниже 5 В или вообще не обнаружено, следует проверить всю цепь питания, возможно, не работает контроллер.
Также можно проверить работоспособность ДПДЗ, не отключая его от разъема питания. Цель проверки та же – определение напряжения на датчике положения заслонки. После подключения измерительного прибора (для этого нужно щупом проколоть изоляцию возле разъема) и включения зажигания нужно осторожно провернуть пластиковую часто дроссельной заслонки, на тестере показания должны меняться в пределах 0,7-4 В.
Если под рукой есть омметр, можно проверить сопротивление потенциометра. Для проверки следует отсоединить разъем ДПДЗ, а щупы подключить к любым подвижному и неподвижному контактам. После того как начнется вращение сектора показатели измерительного прибора должны начать плавное перемещение. Скачки в показаниях стрелки будут свидетельствовать о неисправности.
Ремонтировать ДПДЗ не стоит, так как обычно причина неисправности в обрыве обмотки слоев, проводящих напряжение. Учитывая небольшую стоимость датчика, его проще заменить новым.
Завод-изготовитель датчиков положения дроссельной заслонки дает гарантию на 50 тыс. км пробега. Но в последнее время появились бесконтактные датчики, в которых нет подвижного элемента. Срок службы такого датчика практически неограничен.
Замена ДПДЗ
Заменить не рабочий ДПДЗ можно быстро и без особых усилий. Для этого понадобится всего одна крестообразная отвертка. Процесс замены происходит в следующем порядке:
- Снимаются клеммы с аккумулятора.
- Отключается разъем ДПДЗ. Для этого нужно оттянуть фиксатор разъема и потянуть его на себя.
- Снимается датчик. Чтобы его снять, нужно открутить два винта от патрубка.
- Между патрубком и ДПДЗ всегда находится поролоновая прокладка, играющая роль уплотнителя. Такая же должна быть в комплекте с новым ДПДЗ, поэтому при замене датчика также меняем прокладку. Винты крепления датчика затягиваем до упора, пока прокладка не сожмется полностью.
- Подключаем разъем с проводкой к датчику положения заслонки.
- Возвращаем клеммы аккумулятора на их начальное место.
После замены датчика его нужно проверить и в случае необходимости отрегулировать. Чтобы проверить правильность замены, нужно надавить на педаль газа, и если это невозможно, следует снять датчик и повернуть его на 90 градусов относительно заслонки.
Датчик дроссельной заслонки ваз 2114 – диагностика и ремонт
Как заменить датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114 и проверить его работоспособность
Инжекторные системы на автомобилях ВАЗ 2114, как и на остальных машинах, в себя включают комплекс разнообразных датчиков, которые считывают информацию о состоянии силового агрегата и правильности его работы. Им время от времени свойственно выходить из строя, именно поэтому каждому автовладельцу следует знать, как заменить датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114 своими руками. Но прежде чем приступить к ремонту, нужно определить причину, по которой вышел из строя дроссельный узел ВАЗ 2114.
Итак, датчик положения дроссельной заслонки предназначен для считывания информации о положении педали газа, он также определяет угол открытия дроссельной заслонки. Располагается этот датчик на дроссельном патрубке, его срок службы никто предсказать не может, так как на работоспособность датчика положения дроссельной заслонки влияет множество факторов. Самой частой его неисправностью становятся повышенные обороты на холостом ходу. Такое случается из-за того, что при поломке датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114 начинает ошибочно определять ее положение и все его функции передаются датчику массового расхода воздуха. Данная проблема проявляется по-разному: могут ощущаться рывки при наборе скорости или авто начинает глохнуть в движении. Такая неисправность может проявляться и нестабильными оборотами холостого хода на всех режимах работы мотора. Даже может загораться индикатор «Check engine».
Проверить, как работает дроссельный узел автомобиля ВАЗ 2114 несложно, нужно замерить с помощью вольтметра напряжение между массой и его обмоткой при включенном зажигании. Результат показаний вольтметра не должен быть больше 0,7 вольт. Дальше открываем пластиковый сектор (это откроет пластиковую заслонку), производим новый замер, который должен показать напряжение 4 вольта или немного больше. Дальше выключаем зажигание и меряем сопротивление. Следует открыть разъем, омметр подсоединяется между разъемом и выводом ползунка. После этого начинаем очень плавно поворачивать сектор, следя за стрелкой омметра, никаких резких скачков быть не должно. При любых отклонениях от нормы датчик дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2114 нуждается в замене, особенно если с его основы стерлось напыление (по ходу ползунка) или сломался наконечник.
Итак, меняем датчик. В первую очередь следует внимательно изучить сервисное руководство к машине, чтобы определить точное местоположение этого датчика. Приступая к самой замене, сначала придется выключить зажигание и отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи. Дальше отжимаем пластиковую защелку и производим отключение всей колодки с проводами от датчика. Снять датчик дроссельной заслонки с патрубка можно будет после откручивания двух болтов крестовой отверткой. Уплотнителем между датчиком и дроссельным патрубком выступает специальное кольцо из поролона, оно тоже подлежит обязательной замене и входит в комплект прибора. Устанавливая новый датчик положения дроссельной заслонки авто ВАЗ 2114 надо зажимать болты крепления до полного сжатия кольца. После того как датчик будет установлен можно подключить блок проводов. При этом не нужно никаких регулировок, поэтому замену датчика дроссельной заслонки можно считать законченной. Такая работа в новичков не займет более 10 минут.
Как проверить и заменить ДПДЗ?
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ входит в состав дроссельного узла двигателя. Поэтому, проверяя ДПДЗ, попутно проверьте РХХ (смотрите статью Как проверить РХХ (Датчик холостого хода)?. т.к. в определённых ситуациях они имеют схожие признаки неисправности:
- неравномерный холостой ход;
- нестабильная работа двигателя (двигатель глохнет после сброса газа);
- отсутствует холостой ход;
- автомобиль двигается рывками при определённом нажатии на педаль газа;
- низкая динамика автомобиля (помимо неисправности самого датчика, низкая динамика двигателя может быть результатом многих причин:
- низкая компрессия в двигателе (Как правильно замерить компрессию двигателя? );
- износ кулачков Распредвала . или неправильно выставленные метки ремня ГРМ;
- негерметичны или прогорели клапана головки цилиндров ;
- неисправна система питания двигателя ;
- загрязнён воздушный фильтр;
- подклинивают тормозные цилиндры;
- пробуксовывает сцепление ;
- засорен топливный фильтр ;
- неисправна система выпуска отработавших газов ).
Стоит отметить, что данный датчик отсутствует на новых моделях samara-2 в связи с использованием электронной педали газа.
Как проверить ДПДЗ?
Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, нам понадобятся следующие инструменты: мультиметр (омметр, вольтметр), кусочки проводов.
- Открыв капот, находим нужный нам датчик (ищем на дроссельном узле рядом с РХХ).
- Отсоединяем колодку проводов от датчика.
- Берём мультиметр и устанавливаем его в режим вольтметра. Минусовую клемму вольтметра крепим на «массу» (на двигатель). Плюсовую клемму вольтметра подключаем к колодке проводов датчика на вывод «А» (нумерация выводов указана на данной колодке проводов).
- Включаем зажигание и проверяем напряжение: вольтметр должен показывать напряжение в районе 5 вольт. Если напряжение не поступает, или оно гораздо ниже 5 вольт, то проблема либо в обрыве цепи, либо в неисправности электронной системе управления двигателем (в мозгах). На если напряжение нормальное, то, соответственно, ДПДЗ неисправен.
Вывод: Если датчик неисправен, то есть два варианта решения проблемы:
- Отремонтировать датчик (Как отремонтировать ДПДЗ? ). Чаще всего проще заменить датчик на новый, т.к. причиной поломки чаще всего оказывается обычный износ детали.
- Заменить датчик на новый.
Как заменить ДПДЗ?
Для замены датчика положения дроссельной заслонки нам понадобятся:
- Отворачиваем 2 винта крепления датчика к дроссельному узлу (см. на картинке).
- Снимаем датчик с оси заслонки.
- Устанавливаем новый датчик на ось заслонки так, чтобы её выводы были направлены в сторону перегородки моторного отсека.
- Проворачиваем датчик относительно оси до совмещения отверстий под крепление.
- Заворачиваем датчик.
- Регулируем ДПДЗ.
- Подсоединяем контакты датчика.
- Сбрасываем клеммы аккумулятора на 5 минут.
Как отрегулировать ДПДЗ?
Открываем заслонку, проворачивая сектор привода датчика или тянем за трос акселератора. Если проделать данную операцию не получается, то датчик установлен не правильно. В данном случае нужно снять датчик и переустановить его под углом в 90 градусов относительно оси заслонки.
Что касается ручной регулировки положения заслонки, то датчик не регулируется.
Контролёр автоматически использует низкое напряжение сигнала датчика на холостом ходу в качестве точки отсчёта. Но бывает, что после замены датчика, контролёр использует значения для старого датчика, что способствует открытой дроссельной заслонке на несколько градусов. В данном случае нужно сбросить параметры контролёра либо через бортовой компьютер, либо снять клемму аккумулятора на 5 минут.
Если даже после проделывания данной операции, заслонка открыта на 1%, то датчик забракован, но это можно легко исправить. Читайте статью Как отремонтировать ДПДЗ?
Источники: http://ladaautos.ru/vaz-2114/kakie-priznaki-neispravnosti-u-dpdz-vaz-2114.html, http://cartechnic.ru/articles/datchik_drosselnoj_zaslonki_vaz_2114__diagnostika_i_remont, http://vaz-2114-lada.ru/2012/11/kak-proverit-i-zamenit-dpdz/