Затяжка болтов головки блока цилиндров
Содержание
Затяжку болтов головки блока цилиндров необходимо делать в строго определенном порядке – это нужно для ее правильной состыковки с блоком цилиндров, чтобы не возникало излишнее напряжение металла и перекосы.
Схема затяжки головки блока цилиндров на автомобилях ВАЗ (классика)
Затягивать в 2 захода.
ПЕРВЫЙ: затянуть болты с 1 по 10 – момент затяжки 3,5 — 4,1 кГсм.
ВТОРОЙ: опять затянуть эти же болты – момент затяжки 10,5 — 11,5 кГсм.
ПОСЛЕ ДВУХ ЗАХОДОВ затянуть болт под номером 11 – момент затяжки 3,5 — 4,0 кГсм.
Схема затяжки головки блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2108 | ВАЗ 2109
Затягивать в 4 захода.
ПЕРВЫЙ: затянуть болты с 1 по 10 – момент затяжки 2,0 кГсм.
ВТОРОЙ: опять затянуть эти же болты – момент затяжки 7,5 — 8,5 кГсм.
ТРЕТИЙ: все болты довернуть на 90°.
ЧЕТВЕРТЫЙ: повторно довернуть все болты на 90°.
Схема затяжки ГБЦ на 16 клапанных двигателях ВАЗ
Затягивать в 3 захода.
ПЕРВЫЙ: затянуть все болты, используя момент затяжки 2,0 кГсм.
ВТОРОЙ: все болты довернуть на 90°.
ТРЕТИЙ: повторно довернуть все болты на 90°.
Важно!
На 16 клапанных двигателях допустимо использовать второй раз болты крепления ГБЦ, но только при условии, что их длина без головки НЕ более 95 мм, иначе – болт нужно обязательно заменить. Замерять длину нужно с помощью шайбы.
Как убедиться в том, что болт затянут качественно?
Во время затяжки болта, как только металл достиг своего "предела текучести", момент затяжки будет оставаться неизменным. Это покажет динаметрический ключ.
Когда болт нужно менять?
Если момент затяжки увеличен уже до 20 кГсм, а болт, при этом, невозможно затянуть, – значит, он слишком прочный, и этот болт нужно менять. Если болт не проворачивается, и момент затяжки постоянно уменьшается, то этот болт также подлежит замене.
Интересует порядок и моменты затяжки болтов ГБЦ ваз 21099, не пинайте ну не нашёл ничё все на книги по экспл. посылают.
- Спасибо
- Не нравится
Ронин 26 Дек 2009
Деталь
Резьба
Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й прием: 20,0 (2,0)
2-й прием: 71,0–87,0 (7,1–8,7)
3-й прием: довернуть на 90°
4-й прием: снова довернуть на 90°
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления натяжного ролика М10х1,25 34,0–42,0 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,7–23,0 (1,87–2,30)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 68,0–85,0 (6,8–8,5)
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,8–8,4 (0,68–0,84)
Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 69,0–84,0 (6,9–8,4)
Болт крепления масляного картера М6 5,0–8,0 (0,5–0,8)
Гайки болта крышки шатуна М9х1,0 44,0–54,0 (4,4–5,4)
Болт крепления маховика М10х1,25 62,0–87,0 (6,2–8,9)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 78,0–80,0 (0,78–0,80)
Болт крепления шкива коленчатого вала М12х1,25 99,0–110,0 (9,90–11,0)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,1–5,1 (0,41–0,51)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8х1,25 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8х1,25 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Гайка болта крепления передней подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления левой подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления кронштейна левой подвески к двигателю М10 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Гайка болта крепления задней подвески двигателя М10 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю М12 62,0–98,0 (6,2–9,8)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,0–10,0 (0,8–1,0)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 7,0–8,0 (0,7–0,8)
Болт крепления масляного насоса М6 8,5–10,0 (0,85–1,0)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,72–0,92)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 46,0–73,0 (4,6–7,3)
Штуцер масляного фильтра М20х1,5 38,0–87,0 (3,8–8,7)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24,0–27,0 (2,4–2,7)
Гайки крепления карбюратора М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6 2,0–4,7 (0,2–0,47)
Сцепление
Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 5,0–6,5 (0,5–0,65)
Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,0–31,0 (1,9–3,1)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления М6 4,9–7,8 (0,49–0,78)
Коробка передач
Конический винт крепления шарнира тяги привода М8 16,6–20,0 (1,66–2,0)
Болт крепления механизма выбора передач М6 5,1–8,2 (0,51–0,82)
Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления хомута тяги привода М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов М20х1,5 123,0–149,0 (12,3–14,9)
Выключатель света фонарей заднего хода М14х1,5 29,0–45,0 (2,9–4,5)
Болт крепления вилок к штоку М6 12,0–19,0 (1,2–1,9)
Болт крепления крышки фиксаторов М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 65,0–83,0 (6,5–8,3)
Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,72)
Гайка крепления оси рычага выбора передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробка фиксатора вилки включения заднего хода М16х1,5 28,0–45,0 (2,8–4,5)
Конический винт крепления рычага штока выбора передач М8 28,0–35,0 (2,8–3,5)
Болт крепления картеров сцепления и коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробки заливного и сливного отверстий М22х1,5 29,0–46,0 (2,9–4,6)
Передняя подвеска
Гайка крепления верхней опоры телескопической стойки к кузову М8 20,0–24,0 (2,0–2,4)
Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 80,0–96,0 (8,0–9,6)
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Гайка крепления растяжки М16х1,25 160,0–180,0 (16,0–18,0)
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 67,0–82,0 (6,7–8,2)
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 50,0–63,0 (5,0–6,3)
Гайка крепления ступиц передних колес М20х1,5 225,0–250,0 (22,5–25,0)
Болт крепления колеса М12х1,25 65,0–95,0 (6,5–9,5)
Задняя подвеска
Гайка нижнего крепления амортизатора М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка верхнего крепления амортизатора М10х1,25 51,0–63,0 (5,1–6,3)
Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 190,0–225,0 (19,0–22,5)
Тормоза
Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 117,0–150,0 (11,7–15,0)
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31,0–38,0 (3,1–3,8)
Болт крепления тормозной скобы к поворотному кулаку М10х1,25 29,0–36,0 (2,9–3,6)
Болт крепления заднего тормозного щита к балке М10х1,25 35,0–43,0 (3,5–4,3)
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М8 10,0–16,0 (1,0–1,6)
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Штуцеры соединений тормозных трубопроводов М10 15,0–18,0 (1,5–1,8)
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 30,0–33,0 (3,0–3,3)
Рулевое управление
Гайка крепления картера рулевого механизма М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головки
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 23,0–27,0 (2,3–2,7)
Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Контргайка рулевой тяги М18х1,5 123,0–150,0 (12,3–15,0)
Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 28,0–33,0 (2,8–3,3)
Болт крепления рулевой тяги к рейке М10х1,0 70,0–86,0 (7,0–8,6)
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 46,0–55,0 (4,6–5,5)
Электрооборудование
Свеча зажигания М14х1,25 31,0–39,0 (3,1–3,9)
Гайка болта крепления генератора М12х1,25 59,0–73,0 (5,9–7,3)
Гайка шпильки крепления генератора
М10х1,25
28,6–46,0 (2,86–4,6)
autoprospect.ru
- Спасибо
- Не нравится
Cаня 26 Дек 2009
Интересует порядок и моменты затяжки болтов ГБЦ ваз 21099, не пинайте ну не нашёл ничё все на книги по экспл. посылают.
Затяжку болтов производить в 4 этапа:
1 этап — момент затяжки 20. 25 Н.м (2,0. 2,5 кгс.м)
2 этап — момент затяжки 70. 85 Н.м (7,0. 8,5 кгс.м)
3 этап — довернуть болты на 90 градусов
4 этап — довернуть болты на 90 градусов.
только есди затянул первый к примеру на 80 на втором этапе, то и остальные до 80кгс затягивай
- Спасибо
- Не нравится
fristayler 26 Дек 2009
есть другой прием: основой качественной затяжки ГБЦ является переход болтов в зону пластической деформации
при выполнении этого условия отпадает необходимость повторно протягивать головку.Для того чтобы понять что болт перешел в зону пластической деформации необходимо:
1 этап — момент затяжки 20. 25 Н.м (2,0. 2,5 кгс.м)
2 этап — момент затяжки 70. 85 Н.м (7,0. 8,5 кгс.м)
3 этап — выставляем момент на ключе 120 Н*м, затягиваемесли удалось затянуть болт таким моментом, увеличиваем момент еще на 20 Н*м и такими затяжками находим момент при котором болт вращается но момент затяжки не увеличивается(наступила зона пластических деформаций) после этого необходимо прекратить затяжку чтобы не разрушить болт(!!!!!!!!!!! ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!! если момент затяжки начал уменьшаться необходимо срочно выкрутить и заменить болт т.к. началось разрушение болта).Обычно пластическая деформация болта возникает при моменте затяжки около 200Н*м, так же я бы посоветовал заменить старые болты не взирая на их длинну.
- Спасибо
- Не нравится
Ронин 26 Дек 2009
!!!!!!!!!!! ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!началось разрушение болта
зачем огород городить? в мурзилке ж не дураки работают
- Спасибо
- Не нравится
fristayler 27 Дек 2009
просто этот огород учитывает то что болты могут быть разной прочности, а в мурзилке исходят из того что болты идеальны, к тому же 90 градусов на глаз не самая легкая задача
- Спасибо
- Не нравится
Заводной Апельсин 29 Дек 2009
Идеальные болты-первый раз такое слышу.Но звучит весело.Прям авиционно-космическое производство.Ну ставлю +5! Думаю наши ведроверы такие болты заслуживают
- Спасибо
- Не нравится
Olezha 10 Июн 2010
Хорошую головку -добротную трубу. и погнал!!! с середины не забыв смазать прокладку солидолом
- Спасибо
- Не нравится
Радиотехник 10 Июн 2010
Хорошую головку -добротную трубу. и погнал!!! с середины не забыв смазать прокладку солидолом
Это называется прикажи дураку богу молиться так он и лоб расшибет. Я разрывал таким способом шатунный болт при сборке двигателя. Купил новый, нашел динамометрический ключ и решил проверить остальные болты. И еще два оказались слегка вытянутым. Не отпали бы, но нафиг такие фокусы!
- Спасибо
- Не нравится
Olezha 10 Июн 2010
беру свои слова обратно!
- Спасибо
- Не нравится
Радиотехник 10 Июн 2010
А я после динамика воду ловил и что!!!
Не хотел сказать ничего обидного, прошу прощения
- Спасибо
- Не нравится
Алексей_Ф 28 Июн 2010
Всем доброго времени суток!
Есть вопрос по затяжке болтов ГБЦ.
Тянул, как в мурзилке написано, в 4-е приема, на втором приеме момент 80 Н\м.
Проблема вот в чем: три приема прошли нормально, на четвертом (на втором довороте на 90 град.) тянулось очень трудно и на 3-ем болте сломалась бита, которой тянул, т.е остальные болты получились недотянуты. Насколько это чревато?
Масло и тосол нигде не гонит (проверяю каждый выезд), проехал 760 км.
Че делать — дотягивать, или оставить?
Заранее спасибо за советы.
- Спасибо
- Не нравится
t808 28 Июн 2010
на 3-ем болте сломалась бита, которой тянул, т.е остальные болты получились недотянуты. Насколько это чревато?
Я бы на холодном проверил чтобы все болты были затянуты равномерно динамометрическим ключом моментом 10,5-11.Те,которые уже не идут — оставил.Очередность — по мурзилке.
- Спасибо
- Не нравится
Алексей_Ф 28 Июн 2010
Я бы на холодном проверил чтобы все болты были затянуты равномерно динамометрическим ключом моментом 10,5-11.Те,которые уже не идут — оставил.Очередность — по мурзилке.
Спасибо, попробую. Только вот биту нормальную куплю. тяжело с этим, блин.
- Спасибо
- Не нравится
Гриня812 25 Авг 2012
А разве не в такой последовательности она должна притягиваться.
Могу еще ссылок 30 скинуть с такой последовательностью,а с той что ты написал нигде не нашел.
Что будет если затянуть в последовательности —
*8—*5—*1—*3—*10.
Сообщение отредактировал Гриня812: 25 Август 2012 — 09:51
- Спасибо
- Не нравится
Гриня812 25 Авг 2012
Кстати нашел,откуда взялась эта последовательность.
Так постель притягивается а не ГБЦ
- Спасибо
- Не нравится
pavel^99 29 Авг 2012
мотористы, ау))
в декабре менял прокладку гбц. в нескольких местах на стыке гбц и блока постоянно влага. ну видно что блестит и пальцем провести если то чуствуется сырость. потеет практически с начала переборки и не высыхает совсем, хоть ездишь или машина неделю стоит. зимой не обращал внимания, а летом хорошо видно- движок горячий, по идее сухо должно быть, а стык сырой местами. стрелками указал где больше всего потеет. с торца даже очень. заглушка маховика даже сыреет. на вкус- обычная влага. и собственно вопрос где косяк? перетянул или недотянул гбц? и можно ли протянуть гбц немного или не стоит? когда протягивал зимой последние 90* еле протянул. тосола ни грамма не ушло с декабря.
- Спасибо
- Не нравится
Cleric 29 Авг 2012
Момент и порядок затяжки болтов головки в автомобиле ВАЗ-2109: видео
После того как эксплуатационный период прокладки, установленной в блоке цилиндров завершается, а также после разрыва ее необходимо обязательно поменять.
Главный признак наличия проблемы с уплотнением – это протекание охлаждающей жидкости в тех местах, где блок силовой установки соединяется с ГБЦ.
Порядок замены
Для замены прокладки необходимо, прежде всего, полностью демонтировать весь узел, удалить пришедший в негодность уплотнитель и вновь собрать все в обратной последовательности. На завершающем этапе крайне важно будет провести затяжку болтов правильно.
Процедура проводится в том же порядке для двигателей, имеющих как 16, так и 8 клапанов. В первую очередь необходимо будет отключить датчики, контролирующие температуру ОЖ (охлаждающей жидкости) и давления масла.
- перед тем как демонтировать термостат, сливают всю ОЖ;
- отвинчивают корпус, защищающий воздушный фильтр;
- карбюратор оставляют на месте;
- производят отключение приемной трубы у глушителя, со стороны выпускного коллектора.
После всего этого потребуется удалить приводную шестеренку от распределительного вала. Перед этим поршень, расположенный в первом цилиндре, необходимо сдвинуть в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Только после этого разрешается снимать кожух и сам приводной ремень, ослабить болты, фиксирующие шестеренку и снять ее совсем.
Наступает черед электрокабелей. Для того чтобы снять колодку с проводами зажигания, необходимо будет отжать фиксатор. Таким же образом производится отключение центрального высоковольтного шлейфа.
Далее требуется убрать топливный шланг, выходящий из помпы, – здесь понадобится разобрать хомуты его держащие. Затем отключают тягу приводов как воздушной, так и дроссельной заслонок от карбюратора.
Следует также обесточить электромагнитный клапан – для этого достаточно отключить все провода, к нему ведущие. После этого убирают шланг от вакуумного усилителя. Рукава, подающие тепло в салон, полностью снимают.
Только после всего вышеприведенного можно бюджет снять головку блока цилиндров. Как правило, чтобы извлечь ее полностью, понадобится не просто открутить все болты, но еще и несколько раз дернуть на себя весь узел.
После удаления пришедшей в негодность прокладки необходимо очистить все прилегающие к ней части от фрагментов резины и другой грязи. После этого все нужно насухо протереть чистой ветошью.
Прежде чем проводить обратную сборку, требуется убедиться, что болты, удерживающие на месте ГБЦ, сохранили правильную длину. Все дело в том, что они со временем вытягиваются. Нормативная величина составляет 13,55 сантиметра. При несоответствии требованиям, их нужно обязательно сменить.
Процедура затяжки
Собрать узел вновь не составит труда, если следовать вышеприведенной инструкции в обратном порядке.
В то же время нужно особо подчеркнуть, что для правильной замены прокладки необходимо очень точно регулировать затяжку болтов, крепящих ГБЦ.
Для этого разрешается использовать исключительно динамометрический ключ – он позволяет точно контролировать сам момент натяжения.Перед работой упомянутым ранее инструментом, его держатель необходимо установить на отметке – 0 (ноль). Благодаря этому исходная позиция будет определена как точка отсчета.
Начиная затягивать болты, нужно следить за показателями с самого начала. Если не произошло их изменение – значит, вероятнее всего, крепеж поддался растяжению, что в целом соответствует норме. Здесь никаких проблем опасаться не следует. Однако при резком увеличении момента необходимо будет стабилизировать растяжение держателя.
Схема затяжки
Прежде всего, важно помнить, что предварительно закручивать болты нужно в таком порядке:
- первые два устанавливаются сверху и снизу в центральные отверстия;
- третий и четвертый внизу, соответственно, справа и слева от среднего;
- пятый и шестой вверху также с двух сторон от центрального;
- седьмой и восьмой идут в крайние левые отверстия;
- девятый и десятый в правые.
Далее необходимо будет произвести затяжку всех болтов в таком порядке:
- первый этап – закручивание производится до показателя 2 кгс*м;
- на втором круге затяжку осуществляют по вышеприведенному алгоритму, с той только разницей что усилие доводиться до 8 кгс*м;
- по третьему проходу все болты поворачивают четко на 90 градусов;
- четвертый этап полностью соответствует предыдущему, и является заключительным.
Послесловие
Перед тем как вновь собрать узел, необходимо обязательно проверить, в каком состоянии пребывают все болты. При малейшем несоответствии необходимо будет произвести замену. Важно понимать, что в противном случае хороший результат окажется недостижим.
Также не следует откладывать замену прокладки, поскольку впоследствии такая незначительная проблема обернется необходимостью чинить уже всю силовую установку. В тяжелых случаях требуется замена всего двигателя целиком. Также предлагаем просмотреть видеоурок:
Источники: http://autoinfa.com/post.php?id=177, http://www.lada-forum.ru/index.php?showtopic=42462, http://ladaautos.ru/vaz-2109/moment-i-poryadok-zatyazhki-boltov-golovki-v-avtomobile-vaz-2109-video.html