1 — указатель температуры охлаждающей жидкости. На шкале указателя красным цветом указана зона, обозначающая перегрев двигателя. При перемещении стрелки в эту зону необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить исправность системы охлаждения (см. Проверка уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы охлаждения двигателя ).
2 — тахометр. Показывает частоту вращения коленвала.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Недопустимо увеличивать частоту вращения коленвала до значений, расположенных на красном секторе шкалы тахометра.
3 — контрольная лампа указателя левого поворота. Загорается при включении левого указателя поворота.
4 — контрольная лампа указателя правого поворота. Загорается при включении правого указателя поворота.
5 — спидометр. Показывает фактическую скорость автомобиля.
6 — указатель уровня топлива в бензобаке. Для определения количества топлива в бензобаке на шкале прибора есть отметки:
0 — пустой бензобак;
1/2 — половина бензобака;
1 — полный бензобак.
7 — контрольная лампа резерва топлива загорается, если в бензобаке остается менее 9,5 л топлива.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание выхода из строя топливного насоса не допускайте выработки всего бензина из топливного бака.
8 — контрольная лампа включения наружного освещения. Загорается при включении наружного освещения соответствующим выключателем (см. Органы управления в передней части салона автомобиля поз. 6).
9 — контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости. Загорается, если уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра будет ниже минимально допустимого уровня. Движение с горящей лампой низкого уровня тормозной жидкости запрещено.
10 — контрольная лампа включения дальнего света фар. Загорается при переключении света фар с ближнего на дальний.
11 — кнопка сброса показаний счетчика суточного пробега. Для сброса показаний счетчика необходимо нажать кнопку.
12 — дисплей одометра. Верхние цифры показывают общий пробег автомобиля, а нижние — суточный пробег.
13 — контрольная лампа включения аварийной сигнализации. Загорается при включении аварийной сигнализации.
14 — контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Лампа загорается при возникновении неисправности в системе управления двигателем.
15 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Загорается, если электрооборудование автомобиля начинает работать от аккумуляторной батареи**.
16 — контрольная лампа включения ручного тормоза. Загорается, если включен ручной тормоз.
17 — контрольная лампа аварийного давления масла. Загорается, если давление масла в системе смазки двигателя падает ниже нормы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Работа двигателя при горящей контрольной лампе аварийного давления масла недопустима.
При загорании лампы давления масла следует выключить двигатель и проверить уровень масла в картере двигателя. Если уровень масла в норме, возможно, неисправен двигатель.
18 — резерв (для автомобилей с подушкой безопасности).
* Панель (щиток) приборов (кроме контрольной лампы аварийной сигнализации) работает только при включенном зажигании.
** При загорании контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи необходимо предварительно проверить состояние электропроводов, а затем уже исправность генератора.
Панель (щиток) приборов автомобили ВАЗ 2110 | ВАЗ 2111 | ВАЗ 2112
полезные советы автомобилисту
Описание и обозначения приборной панели ВАЗ-2111
Содержание
Если говорить в целом, то приборная панель автомобиля ВАЗ-2111 является достаточно лаконичной, но вместе с тем весьма информативной. Разобраться с ней не составляет особого труда – если говорить о главных моментах, таких как скорость, обороты двигателя, уровень топлива в баке и так далее. Вместе с тем многих владельцев ВАЗ-2111, особенно тех, кто только-только стал владельцем данной модели, интересует, что обозначают некоторые символы приборной панели. Понятно, что есть просты и понятные каждому автолюбителю указатели, такие, например, как:
- спидометр;
- тахометр;
- уровень топлива в баке;
- температура охлаждающей жидкости.
Здесь никаких проблем не возникнет даже у новичка, или человека, впервые севшего за руль именно этой модели.
Читаем приборную панель ВАЗ-2111
При этом зачастую тот или иной символ вызывает определенные вопросы. На самом деле, разобраться со всем этим достаточно просто. Во-первых, символов здесь не так уж и много, во-вторых, большинство из них понятны на интуитивном уровне. Впрочем, давайте разберемся со всем этим по порядку. В качестве примера возьмем наиболее распространенный вариант панели, встречающейся в салоне «одиннадцатых». Тем более что другие модификации не имеют каких-либо серьезных отличий от нее.
Итак, начнем по порядку. В самом нижнем левом углу вы увидите индикатор оранжевого цвета – это лампочка воздушной заслонки, актуальная для автомобилей с карбюраторным двигателем. Вслед за ней расположилось понятное всем изображение масленки. Несложно догадаться, что это индикатор, сигнализирующий о наличии проблем с давлением масла. Далее – предупреждающая лампочка. Она напомнит забывчивому водителю о затянутом стояночном тормозе.
И, наконец, завершает комбинацию индикаторов в данной части приборной панели сигнальная лампочка. Она подскажет о наличии неисправности в системе подзарядки аккумуляторной батареи, такой, например, как разрыв цепи, обрыв ремня генератора или его недостаточное натяжение, неисправность заряжающего устройства и так далее.
Сверху над данными индикаторами, в левой части щитка приборов, находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Обозначается он традиционным знаком, да и шкала с цифровыми обозначениями сразу же подскажет, что это такое.
Далее в центральной части приборного щитка расположен тахометр и спидометр – слева и справа соответственно. Первый показывает обороты двигателя, второй – скорость, с которой двигается транспортное средство. С этим, наверное, ни у кого никаких сложностей возникнуть не должно. Непосредственно под спидометром и одометром находятся два небольших по размеру электронных дисплея. Первый – это часы, показывающие текущее время (при правильной настройке, конечно же). Под вторым прибором находится одометр с цифрами общего и суточного пробега. Последний, кстати, в зависимости от модели, может быть широким либо узким. Возле одометра, внизу и справа, находится ручка настройки часов. На панели с узким дисплеем ею переключаются показатели суточного и дневного пробега. То есть данная ручка может отвечать как за настройку часов, так и за показания одометра, в зависимости от модификации панели.
Между тахометром и спидометром внизу, прямо посередине щитка, конструкторы расположили один над другим два индикатора. Верхний сигнализирует о включенной аварийке. Второй индикатор – Check Engine. Обозначается он традиционным значком, который можно встретить и на многих других автомобилях. Его загорание означает о наличии каких-то серьезных проблем. Многие рекомендуют, увидев загоревшийся Check Engine, заглушить двигатель, и попытаться установить причину неисправности. Впрочем, нередко данный индикатор появляется вследствие банального сбоя в работе электроники. В таком случае рекомендуется заехать к специалисту, и с помощью специального программного обеспечения сбросить ошибки. В верхней центральной части приборного щитка, опять-таки между тахометром и спидометром, находятся индикаторы поворотов, соответственно, левого и правого.
Идем далее. За спидометром, в правой части щитка, конструкторы расположили указатель уровня топлива. Отличить его от других приборов несложно, во-первых, по соответствующему стандартному обозначению, во-вторых, по традиционной индикации. Зная, на какое количество топлива рассчитан бак автомобиля, разобраться с его показаниями особого труда не доставит. Возле указателя, внизу, находится указатель в виде бензоколонки. Он загорается оранжевым цветом, когда уровень топлива в баке опускается до 5-7 литров.
Непосредственно под указателем топлива конструкторы расположили несколько предупреждающих индикаторов. Давайте рассмотрим их слева направо. Первый из них – это индикатор синего цвета с условным обозначением фары. Он предупреждает водителя о том, что тот едет с включенным дальним светом. Далее сигнальная лампа, указывающая на низкий уровень тормозной жидкости. При ее загорании рекомендуется сразу же остановиться и осмотреть систему на предмет возможных подтеканий. Лучше всего вообще никуда не ехать до тех пор, пока не будет установлена причина падения уровня тормозной жидкости, поскольку речь здесь идет не только о вашей безопасности – это серьезный риск и для других участников дорожного движения. В самом левом нижнем углу щитка приборов находится контрольная лампа, указывающая на включение габаритных огней.
Как видим, панель ВАЗ-2111 действительно достаточно лаконичная и простая. Иными словами, разобраться с ней не составит особого труда. Однако как раз по причине этой самой простоты многие владельцы «одиннадцатых» хотят ее немного видоизменить. Наиболее простым вариантом здесь является замена обычных ламп на светодиодные. Панель в таком случае действительно будет смотреться в ночное время ярче, и станет более привлекательным. Между тем вариантов тюнинга может быть множество. Это, например, замена стоковых шкал приборов на несколько красивее. Некоторые идут еще дальше, меняя весь щиток на подходящий по размеру, но вместе с тем более современный. Здесь все зависит только лишь от вашей фантазии и платежеспособности. Впрочем, гонясь за красотой, не забывайте о главном правиле – панель приборов должна информировать, а не ослеплять, сияя, словно новогодняя елка.
16.12. Контрольные приборы
Комбинация приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со счетчиком суточного и общего пробега), тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и контрольные лампы. Контрольные лампы со светофильтром красного цвета запрещают дальнейшее движение.
На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация приборов. Она отличается лишь системой управления и принципом действия приборов (стрелки спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями, при отключении аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и т.п.). В электронной комбинации приборов допускается лишь замена ламп, при прочих неисправностях комбинацию приборов заменяют целиком.
Схема соединений контрольных приборов (вид с обратной стороны)
1 – контрольная лампа резерва топлива
2 – лампы освещения комбинации приборов
3 – контрольная лампа правого поворота
4 – контрольная лампа левого поворота
5 – указатель температуры охлаждающей жидкости
6 – контрольная лампа наружного освещения
7 – контрольная лампа давления масла
8 – контрольная лампа стояночного тормоза
9 – контрольная лампа заряда батареи
10 – тахометр
11 – контрольная лампа "Check engine"
12 – спидометр
13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости
14 – контрольная лампа аварийной сигнализации
15 – контрольная лампа дальнего света фар
16 – указатель уровня топлива
Проверка контрольных приборов и их датчиков
Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).
Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика и соедините его с «массой».
Если стрелка отклонится, неисправен датчик. Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» левый вывод указателя температуры, соединенный со штекером 5 белой колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.
Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив белую колодку комбинации приборов от жгута проводов и соединив ее штекер 1 с «массой», а штекер 10 с «+» аккумуляторной батареи. При этом у исправного указателя (при включенном зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива Количество топлива Сопротивление в баке датчика, Ом пустой бак 315–345 половина бака 108–128 полный бак не более 7
Данные для проверки указателя уровня топлива: Положение стрелки Сопротивление указателя датчика, (при напряжении Ом в бортовой сети 13–14 В) в начале шкалы 285–335 в середине шкалы 100–135 в конце шкалы 7–25
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините розовый провод от датчика и соедините его с «массой». Если стрелка отклонится, неисправен датчик или цепь, соединяющая его с «массой». Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» правый вывод указателя, соединенный со штекером 10 красной колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.
Если стрелка указателя постоянно показывает полный бак, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив красную колодку проводов комбинации приборов. При этом у исправного указателя стрелка (при включенном зажигании) должна быть у отметки «0».
Тахометр и спидометр проверяются на специальных стендах. Как правило, нарушения в их работе связаны с окислением контактов в питающей и контрольной цепях. Спидометр работает совместно с электронным датчиком скорости автомобиля, установленным на коробке передач. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.
При выходе из строя контрольных приборов или датчиков их заменяют.
Блок индикации бортовой системы контроля
Блок индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую и световую сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых ремнях безопасности, неисправности ламп наружного освещения или их цепей, износе передних тормозных колодок, недостаточном уровне: масла в двигателе, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости. Блок также включает и выключает (с задержкой) освещение салона при открывании любой двери. Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ вставлен (но еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской двери прерывистым звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что означает «забытый ключ в замке зажигания». Сигнал отключается, если закрыть дверь, или вынуть ключ, или повернуть его из положения «0».
После поворота ключа в положение «Зажигание» блок переходит в режим тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и зуммер, чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в двигателе).
Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по окончании тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и звучит зуммер в течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до поворота ключа зажигания в положение «0».
После запуска двигателя опрос датчиков уровней не производится. Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных колодок, реле контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и концевых выключателей дверей. При возникновении неисправности «Износ тормозных колодок», «Перегорание лампы» или «Незакрытая дверь» звучит зуммер и мигает соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается ровным светом и зуммер выключается. После закрывания двери индикатор гаснет, при других неисправностях – продолжает гореть до поворота ключа в положение «0».
Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из пластмассовой, запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с магнитом, надетого на трубку. Датчик уровня масла – с латунной трубкой. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты замыкаются. Датчики уровня охлаждающей и омывающей жидкостей имеют двухконтактную колодку, датчик уровня масла – одноконтактную (второй контакт – «масса» автомобиля).
Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное отверстие в колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой автомобиля одноклеммным разъемом. Датчики продаются в комплекте с колодками, при их замене датчик устанавливают на внутреннюю колодку.
На части автомобилей вместо часов на панели приборов может устанавливаться маршрутный компьютер, показывающий время с начала поездки, расход топлива, среднюю скорость движения, ориентировочный пробег на остатке топлива, температуру воздуха снаружи автомобиля. Кроме того, он может выполнять функции часов с будильником.
Снятие комбинации приборов
Источники: http://car-exotic.com/lada-110/vaz-2110-car-instrument-panel-3.html, http://ladaautos.ru/vaz-2111/opisanie-i-oboznacheniya-pribornoj-paneli-vaz-2111.html, http://www.autoprospect.ru/vaz/2110-zhiguli/16-12-kontrolnye-pribory.html