Схема печки ваз 2112

    0
    5525

    Устройство и схема отопителя (печки) ВАЗ-2110, 2111 и 2112

    Наступает зима, и как бы не была популярна поговорка готов сани летом, мы начинаем приводить отопитель в порядок только ближе к зиме. В этом нам и поможет эта маленькая вырезка из мурзилки, которая расскажетнам как устроена печка в десятом семействе ВАЗ. Представляем вашему вниманию схему устройства воздуховодов печки и детали управления отопителем ВАЗ-2110

    Схема печки ваз 2112

    1 – воздуховоды обогрева задней части салона
    2 – облицовка тоннеля пола
    3 – воздуховоды обогрева ног
    4 – центральные сопла вентиляции салона
    5 – боковые сопла вентиляции салона
    6 – сопла обогрева стекол передних дверей

    7 – рычаг управления системой отопления салона
    8 – корпус воздухораспределителя
    9 – заслонка обогрева ног
    10 – заслонка обогрева ветрового стекла
    11 – отопитель

    А вот схема деталей печки ВАЗ-2110, устройство заслонок, клапана и т.д.:

    Схема печки ваз 2112

    1 – электропневматический клапан
    2 – передний корпус воздухозаборника отопителя
    3 – водоотражательный щиток воздухозаборника
    4 – клапан управления заслонкой рециркуляции
    5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника
    6 – задний корпус воздухозаборника отопителя
    7 – заслонка канала отопителя
    8 – заслонка управления отопителем
    9 – радиатор
    10 – кожух радиатора отопителя

    11 – штуцер пароотводящего шланга
    12 – штуцер подводящего шланга
    13 – штуцер отводящего шланга
    14 – электродвигатель отопителя с вентилятором
    15 – корпус электродвигателя
    16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем
    17 – рычаг привода заслонки управления отопителем
    18 – микромоторедуктор привода заслонки
    19 – резистор
    20 – крышка кожуха отопителя

    Отметим, что в отопителе ВАЗ-2110 предусмотрена система рециркуляции воздуха, то есть воздух не забирается с улицы, а просто циркулирует внутри салона. Плюсы рециркуляции — в салон не поступает пыль, запахи с улицы и т.д. Минусы — запотевание стекол, воздух в салоне не обновляется. При включенной системе рециркуляции поток воздуха при движении не попадает самотеком в салон, поэтому моторчик печки должен быть включен. Электродвигатель в десяточной печке по сути не ремонтопригоден, его рекомендуют менять в случае любых неисправностей. Отопителем управляет электронный блок управления. Краник, перекрывающий поступление охлаждающей жидкости в радиатор отопителя в ВАЗ-2110 отсутствует, не предусмотрен конструкцией. То есть радиатор всегда находится во включенном состоянии.

    Как устроена печка ВАЗ-2112

    Комфорт водителя во многом определяется нормальной работой печки. В ВАЗах именно эта система чаще всего выходит из строя, и чтобы быстро устранить проблему, необходимо знать про устройство печки, разбираться в её схеме и хорошо понимать принцип работы. Эта статья будет посвящена системе отопления ВАЗ-2112.

    Схема печки ваз 2112

    Комфорт при езде зимой зависит от правильной работы печки

    Составные детали и процессы отопителя ВАЗ-2112

    • клапан электропневматического типа;
    • корпус с воздухозаборника отопительной системы, состоящий из передней и задней частей;
    • щиток воздухозаборника водоотражательного типа;
    • клапан для управления рециркуляционной заслонкой;
    • рециркуляционная заслонка на воздухозаборнике;
    • заслонка на канале печки;
    • заслонка управления печкой;
    • радиатор и его кожух;
    • штуцеры на пароотводящем и подводящем шлангах;
    • электродвигатель печки в корпусе и вентилятор;
    • опорная площадка под рычаг с привода заслонки управления отопителем и сам рычаг;
    • микромоторедуктор с привода заслонки;
    • резистор;
    • крышка с кожуха печки.

    Радиатор располагается в горизонтальном положении под панелью приборов. Он находится в кожухе из пластмассы. В конструкцию радиатора входит два пластмассовые бачка и пара трубок из алюминия, на которых имеются запрессованные пластины. На левом бачке имеется пароотводный штуцер. Прохождение забираемого воздуха через радиатор зависит от положения, в котором находятся заслонки. Если заслонки будут находиться в крайнем положении, то через радиатор может проходить весь поток воздуха или же не проходить вовсе.

    Схема печки ваз 2112

    Отсутствие крана — плюс или минус?

    Если в более старых моделях ВАЗов присутствует кран, при помощи которого можно перекрывать поступление тосола к радиатору, то ВАЗ-2112 не оснащается подобным элементом. Если двигатель работает, то радиатор будет греть вне зависимости от времени года. Подобная особенность конструкции печки позволяет добиться небольшой инерционности, которая присуща системе во время пуска. Другими словами, необходимая температура будет нагоняться за более короткое время. К тому же пользователь не будет сталкиваться с протечками, которые возникают в результате нарушения герметичности крана. За возможность удобного управления работой печки отвечает электронный блок управления, который генерирует необходимые команды.

    Как мы уже знаем, в схеме отопителя ВАЗ не предусмотрен кран отопителя. Для управления температурным режимом внутри салона предусмотрена воздушная заслонка. Этот механизм отвечает за регулирование потока нагретого воздуха. В ВАЗ-2112 подача тосола в систему отопления осуществляется в круглогодичном режиме, что устраивает не всех водителей. Поэтому некоторые владельцы ВАЗ-2112, 21124 и других моделей, относящихся к десятому семейству, дополнительно устанавливают кран, который позволяет контролировать подачу тосола.

    Управление печкой ВАЗ-2112 имеет автоматический характер, а погрешность температуры не превосходит 2 градусов. Наличие воздушной заслонки на практике оказывается более предпочтительным, поскольку кран имеет склонность к закисанию и заклиниванию. Одним словом, с воздушной заслонкой отопление получается менее проблемным и более надёжным.

    Принцип вентилирования

    В автомобилях ВАЗ десятой серии за вентиляцию салона отвечает приточно-вытяжная система. Принцип её работы заключается в подаче воздуха внутрь салона через специальные отверстия, которые располагаются в накладке на ветровом окне. Этот процесс может осуществляться самостоятельно во время движения машины или принудительно за счёт работы вентилятора. Для выхода воздуха также имеются специальные отверстия, которые можно найти между обивкой и внутренними дверными панелями. Дальше поток воздуха следует через отверстия, которые располагаются в торцах дверей. Через эти отверстия воздух может только выходить, но не поступать внутрь автомобиля, чему препятствуют клапаны. При такой системе вентиляции получаем более совершенную теплоизоляцию и медленное остывание салона.

    Схема печки ваз 2112

    В ВАЗ-2112 приточно-вытяжная система вентиляции

    Рециркуляционная система

    Чтобы салон быстрее прогревался, а с улицы не поступал холодный воздух, что особенно актуально во время езды по запылённым дорогам, в автомобиле предусмотрена система рециркуляции. На панели приборов располагается кнопка рециркуляции, при её нажатии активируется электропневмоклапан. За счёт разряжения заслонка системы рециркуляции, которая располагается внутри впускного трубопровода, блокирует поступление наружного воздуха внутрь автомобиля. Рециркуляционная система может быть активирована исключительно при запущенном моторе. При включённом вентиляторе циркуляция воздуха по салону будет продолжаться, при этом будут задействованы воздуховоды отопительной системы .

    Вентилятор и электродвигатель

    Вентилятор может работать в трёх режимах:

    • низкая скорость;
    • средняя скорость;
    • автоматический режим.

    Электродвигатель на вентиляторе устанавливается коллекторного типа, с постоянными магнитами и постоянным током. Если частота вращения будет максимальной, то показатель потребляемой силы тока составит 14 А.

    Электродвигатель может работать от бортовой сети или посредством дополнительного резистора. Первый вариант работы подразумевает максимальную скорость. В конструкции дополнительного резистора имеется две спирали с различным сопротивлением на 0,23 и 0,82 Ом. При включении в цепь сразу двух спиралей вращение вентилятора осуществляется на небольшой скорости. Включение одной спирали с сопротивлением 0,23 Ом позволяет вентилятору работать на средней скорости.

    Колесо вентилятора запрещено спрессовывать с вала электродвигателя, поскольку такие действия могут нарушить балансировку. Если требуется ремонт электродвигателя может заключаться только в зачистке коллектора, при возникновении всех других проблем необходимо осуществлять замену не только электродвигателя, но и колеса вентилятора.

    Схема печки ваз 2112

    Электродвигатель на вентиляторе ВАЗ-2112

    Ручной и автоматический режим работы печки

    Для установки необходимой температуры воздуха имеется ручка контролера или датчика температуры. Водитель просто крутит ручку и останавливается на необходимом делении. Шкала начинается с 16 и заканчивается на 30 градусах.

    На потолке салона располагается датчик температуры, который передаёт информацию на блок. Когда разница между заданным и фактическим уровнем температур достигает определённого значения, блок активирует работу микромотора, который управляет заслонками. На микромоторе имеется датчик, который отображает положение заслонки, он называется кольцевым резистором. Данные с этого датчика передаются на блок управления, который в необходимый момент останавливает работу микромотора.

    При активизации автоматического режима (положение «А») к уже имеющейся работе блока управления добавляется регулирование скорости, с которой вращается вентилятор отопителя .

    В случае поломки блока управления, микровентилятора и температурного датчика, микромотора и датчика, который отображает положение заслонки печки возможность проведения ремонта даже не стоит рассматривать. Каждая из этих деталей будет нуждаться в замене.

    Именно так выглядит схема печки ВАЗ-2112, которая теперь не будет вам казаться «тёмным лесом». Вникнуть в её устройство — это вопрос времени и желания.

    Поиск неисправности системы отопителя (печки) ВАЗ

    Когда перестает работать отопитель (печка) на автомобилях ВАЗ, особенно в зимний период, можно вообще лишится возможности передвижения на автомобиле. Иногда после сильного намерзания, невозможно отчистить стекла для обзора, и если отопитель не функционирует, даже добраться до СТО, будет проблематично.

    Схема печки ваз 2112

    Но, как правило, печку можно отремонтировать на месте, не прибегая к услугам мастеров. Используя схему и правила поиска неисправностей, вполне можно обойтись своими силами.

    Принцип работы

    Электрическая схема отопителя состоит из:

    • электромотора с вентилятором (вентилятор дует горячий воздух в салон, на стекла и по регулировкам);
    • кнопки включения и выбора скорости (на «классике ВАЗ 2101 – 2107, всего две скорости вращения, на ВАЗ 2108 – 2115 три скорости, на ВАЗ 2110 – 2112 три скорости плюс режим проветривания);
    • набора дополнительных сопротивлений, для обеспечения нужной скорости вращения вентилятора отопителя (понижающие, вольфрамовые, витковые катушки);
    • предохранителя и проводкой;

    Поиск и устранение неисправностей

    Схема электрической системы отопителя (печки) ВАЗ:

    Схема печки ваз 2112

    Схема включения электромотора вентилятора отопителя салона на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — монтажный блок (блок предохранителей);

    2 — замок зажигания;

    3 — дополнительный резистор (сопротивление);

    4 — электродвигатель отопителя салона;

    5 – кнопка переключения электродвигателя отопителя;

    А — к плюсовому выводу «30» генератора;

    Ремонт электрической системы отопления салона ВАЗ

    — электродвигатель вентилятора не вращается при любом положении переключателя скорости вращения: скорее всего, вышел из строя сам электродвигатель (стерлись щетки), или отсутствует напряжение на клеммах 2 (неисправность замка зажигания) и 4 разъема монтажного блока (сгорел предохранитель F4), также стоит проверить массу самого двигателя (она должна быть не более 3 Ом). Электродвигатель на «классике» ВАЗ 2101 – 2107, а также на ВАЗ 2121, а также на ВАЗ 2121 «НИВА»: установлен в салоне, сразу за радиатором отопления ; в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 – под капотом, в отсеке за моторным щитом; в ВАЗ 2110, 2111, 2112 и Приоре 2170- также под капотом, за пластиковой защитой, на Калине — в салоне, под торпедо.

    — максимальные обороты вращения вентилятора, по схеме идут без переключателя, и если у вас не работают только минимальные и средние обороты, то причину необходимо искать в кнопке переключателя оборотов или в дополнительных резисторах (значения на схеме);

    — иногда, при включении печки, слышен очень сильный шум, высоких тонов (писк) и нет должного обдува. Это указывает на неисправность самого электродвигателя отопителя (подклинивание крыльчатки или подшипников якоря), в этом случае поможет либо замена, либо разбор и смазка (не рекомендуется, так как помогает на короткий срок);

    Автономные системы управления отоплением

    На автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2170 и других, устанавливались автономные системы отопления:

    Схема печки ваз 2112

    1 – электромотор вентилятора отопителя;

    2 – дополнительное сопротивление (резистор);

    3 – контроллер управления отопителем;

    4 – монтажный блок предохранителей и реле;

    5 – выключатель зажигания (замок зажигания);

    6 – термодатчик температуры воздуха в салоне;

    7 – выключатель рециркуляции (забор воздуха с улицы или салона);

    8 – клапан рециркуляции;

    9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя (холодный или горячий воздух);

    А – к выключателю освещения приборов;

    В – к источникам питания.

    В такой системе, при возникновении неисправности, поиски необходимо начинать с:

    1. Проверка предохранителей;
    2. Проверка контролера управления (необходимо проверить напряжение питания и выходящие напряжение управления);
    3. Переключатель и датчики (должен работать максимальный режим оборотов);
    4. Сам электродвигатель (щетки, якорь);

    Часто выходит из строя микродвигатель, переключающий режим работы, при его замене необходимо выставлять начальное положение микродвигателя (подключив его и по очереди включив все положения);

    При сгоревшем предохранителе, менять его необходимо на рекомендуемый номинал.

    Источники: http://www.vazdriver.ru/ustroystvo_pechki_vaz2110/ustroystvo_i_shema_otopitelya_pechki_vaz2110_2111_i_2112.html, http://remam.ru/vozdsys/shema-i-ustrojstvo-pechki-vaz-2112.html, http://avtooverview.ru/remont/poisk-neispravnosti-i-remont-elektricheskoj-sistemy-otopitelya-pechki-vaz/

    14 КОММЕНТАРИИ

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here