Втягивающее реле стартера ваз

    0
    1929

    Неисправности и ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ-2109

    Втягивающее реле стартера ваз Сегодня мы разберем важную тему для обладателей «девятки» – неисправности и ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ-2109. Как правило, именно это устройство является причиной того, что водителям машины приходится разобрать стартер целиком, чтобы узнать, почему же механизм не работает. Порой эта неприятность решается сама собой, если хорошо зарядить аккумулятор автомобиля или аккуратно зачистить контактные соединения, весь со временем они способны окисляться. В любом случае владельцу машины отечественного автопрома необходимо самому уметь разбираться в собственном железном друге, т. к. неприятность может случиться и в дороге, когда поблизости нет СТО.

    Самостоятельная проверка

    Втягивающее реле стартера ваз Чтобы провести самостоятельную проверку работоспособности втягивающего реле, изначально необходимо проверить сам стартер. Схема довольно проста. Первым делом поверните в ключе зажигания ключ и попробуйте завести машину. Если стартер не работает, вы услышите специфический звук, похожий на щелчок. Это значит, что именно в реле затаилась неисправность.

    Не разбирая и не демонтируя стартер, вы можете самостоятельно проверить механизм устройства. Для этого перемкните на задней панели тягового реле два контакта (они имеют вид медных болтов). Если устройство придет в движение (закрутится), то проблема во втягивающем.

    Помните, что при самостоятельной разборке и починке автомобиля, вам стоит быть внимательными и аккуратными. Придерживайтесь инструкций чтобы не усугубить поломку и не получить травмы.

    Причины и решения проблемы

    Можно разделить все неисправности условно на две категории:

    • поломка кроется в стартере и втягивающем реле;
    • якорь стартера крутится, а реле щелкает;

    Втягивающее реле стартера ваз Самая распространенная причина неработоспособности реле – это то, что места пайки провода к клемме утерян контакт. Перед тем как разобрать устройство, попробуйте просто пропаять эти места паяльником – проблема решается. Ну а если стартер все же не работает, то реле придется разобрать. Иногда сгорает катушка, создающая электромагнитное поле. Банальная замена старого провода на новый устраняет неполадку, для этого достаточно просто перемотать катушку своими руками.

    Во втором случае, когда вы слышите щелчки, но стартер не вращается, попробуйте перемкнуть отверткой с прорезиненной ручкой клеммы на реле втягивающем. Сделав это, якорь стартера запустится и начнет крутиться, вы легко поймете это по характерному звуку. В этом случае поломка кроется в неспособности реле пропускать электрический ток через себя. При работе соблюдайте осторожность, ведь вы в зоне электромагнитной активности, вас может ударить током.

    Когда дело в стартере

    Если после проведенных действий стартер продолжает молчать, значит, он поломан. Чтобы его отремонтировать, вам необходимо разобрать втягивающее реле. Но как это сделать, если сам механизм не предназначен для разборки? В реле старого образца нужно открутить один или два винта, отпаять проводки, которые идут вовнутрь устройства.

    Современные устройства неразборные, и для того чтобы открыть заднюю панель, вам придется развальцевать металлический корпус механизма. Развальцовку можно выполнить крупной отверткой или плоскогубцами. После этого нужно снять крышку. Чтобы отремонтировать, зачистите обгоревшую контактную пластину, поверхности болтов от нагара до блеска. Чем качественнее зачистите, тем дольше вам прослужит реле.

    Конечно, разумнее и безопаснее будет обратиться на ближайшую СТО, но по ряду причин водители порой ремонтируют автомобиль самостоятельно. Экономия средств и времени требует предварительной подготовки, определенных знаний в ремонте машин.

    Втягивающее реле стартера ВАЗ 2107

    Современные автомобили оснащаются такой деталью, как стартер, главным предназначением которого уже никого не удивишь. До его изобретения для запуска автомобилей использовали специальный Г-образный рычаг. С помощью него, водитель стоя середи авто, вручную проворачивал коленвал, и происходил запуск двигателя. Этот рычаг для запуска называют «кривым стартером». Сегодня же автомобиль ВАЗ 2107 оснащается электрическим стартером, позволяющим запускать двигатель поворотом ключа зажигания, сидя в салоне. Одним из его важнейших механизмов, является втягивающее реле, о назначении которого узнаем подробнее.

    Втягивающее реле стартера ваз

    Основное назначение устройства

    Втягивающее реле стартера ВАЗ-2107 хотя и имеет простейшую конструкцию, но при этом выполняет достаточно важную функцию. Основополагающим его назначением является перемещение шестерни стартера в зацепление с маховиком, а также одновременная подача напряжения на стартер. Выше на фото представлен вид данного устройства, который выполняет немаловажную функцию в современном автомобиле.

    Располагается устройство на автомобиле ВАЗ-2107 непосредственно на самом стартере. Немаловажно отметить наличие на автомобиле ВАЗ 2107 такого устройства, как реле включения. Именно посредством этого реле осуществляется управление стартером. Располагается данное изделие, в зависимости от года выпуска «семерки», в различных местах. Зачастую располагается оно на правом брызговике. Если не работает стартер, то проблему следует устранять первоначально именно с этого механизма, надо проверить присутствие напряжение на управляющем(самом тонком) проводе и клеммой, подходящем к реле.

    Конструктивные особенности механизма и принцип работы

    Втягивающее реле основывается на следующих механизмах:

    • Контактная группа.
    • Якорь.
    • Магнит с обмотками.
    • Возвратная пружина.
    • Корпус.

    Втягивающее реле стартера ваз

    Принцип работы устройства достаточно прост. На втягивающую обмотку подается напряжение, в результате чего возникает электрическое поле. Посредством этого поля происходит притягивание якоря к сердечнику. Сердечник, в свою очередь, способствует перемещению шестерни бендикса вперед. В этом положении шестерня входит в зацепление с зубьями маховика.
    Когда сердечник доходит до конечной точки, то происходит замыкание контактов, через которые протекает электрический ток. Этот ток подается на обмотку магнита, посредством чего срабатывает приводной механизм вала механизма. Привод передается через шестерню на маховик, посредством чего происходит раскручивание последнего. Двигатель заводится, в результате чего ток не поступает на реле. Возвратная пружина возвращает вал с шестерней в изначальное положение. Ниже представлен вид шестерни рассматриваемого механизма.

    Неисправности механизма

    Устройство работает при каждом запуске мотора, поэтому в частых случаях может выходить из строя. К основным неисправностям механизма можно отнести следующие факторы:

    • После запуска мотора не отключается стартер. Определить данную неисправность можно по жужжащему звуку.
    • Наличие щелчка при повороте ключа в замке зажигания. Этот щелчок говорит о том, что устройство включилось, но стартер при этом не подает признаков жизни.
    • Вращение стартера вхолостую после включения зажигания, но двигатель при этом не запускается.

    Особенности замены

    Если обнаруживается, что поломка заключается в неисправности втягивающего реле, то лучший способ ее устранения — это замена устройства. Ремонтировать изделие не имеет смысла, поэтому его можно заменить, как самостоятельно, так и совместно с основным устройством.

    Чтобы убедиться в том, что причина неисправности заключается именно во втягивающем реле, необходимо его проверить. Но как проверить втягивающее реле стартера? Для этого необходимо выполнить следующие действия:

    1. Для начала проверить функционирование стартера. Если при повороте ключа в замке зажигания слышны щелчки, но при этом он не крутит, значит, поломка в нем.
    2. Проверить изделие можно путем замыкания его двух контактов, располагающихся на задней крышке устройства. Если при этом изделие не будет работать, значит, неисправно реле. Изделие требуется демонтировать с автомобиля и заменить.
    3. После демонтажа изделия следует подать на него питание напрямую от АКБ. Плюсовой контакт подается на втягивающее, а масса крепится к корпусу механизма. Если после подачи напряжения будет слышен щелчок, значит, устройство исправно. Отсутствие щелчка или медленное его срабатывание говорит о подгорании или окислении контактов.
    4. Можно воспользоваться мультиметром. Требуется проверить наличие свободного замыкания контактных болтов с пластиной. Удерживающая обмотка должна иметь сопротивление 75 Ом, а втягивающая — 55 Ом.

    Если ослабли или окислились контакты на устройстве, то их можно зачистить. Если проблема в обмотках или корпусе, то изделие подлежит замене.

    Втягивающее реле стартера ваз

    Для замены изделия на ВАЗ-2107 требуется выполнить следующие действия:

    • Отключить клемму «минус» на АКБ.
    • Очистить устройство от грязи.
    • Отвинчивается контакт от болтового соединения устройства, после чего он извлекается.
    • Отвинчиваются стяжные болты к «массе», и извлекается деталь.
    • С торцевой стороны требуется вывинтить гайки, разделяя деталь на две части.
    • Теперь требуется демонтировать старый сердечник, заменяя его на новый.

    Сборка устройства осуществляется в порядке обратном снятию. После замены агрегата необходимо проверить работоспособность механизма. Для этого необходимо сесть за руль и повернуть ключ в замке зажигания. Не забудьте накинуть клемму «минус» на аккумулятор.

    Втягивающее реле стартера

    Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

    Вам станет известно:

    Втягивающее реле с сердечником

    Принцип работы втягивающего реле

    Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит. состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

    В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

    Схема работы втягивающего реле

    После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

    Схема втягивающего реле стартера

    Схема втягивающего реле

    В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

    Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

    Существуют модели реле с одной обмоткой — втягивающей. Однако такой вариант непопулярен в силу значительного расхода энергии аккумулятора.

    Признаки и причины выхода из строя реле

    К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

    • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
    • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

    Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится. А причин его поломки может быть несколько:

    • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
    • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
    • деформация или ослабление возвратной пружины;
    • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

    Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

    Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

    Как проверить втягивающее реле

    Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

    • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок. производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
    • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1. 3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3. 5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

    Ремонт втягивающего реле стартера

    Изношенные контактные пластины реле

    На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.

    Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.

    В процессе демонтажа пометьте клеммы, чтобы в при установке не перепутать их. Также рекомендуется зачистить и обезжирить контакты реле и стартера.

    Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта. Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.

    Разборка и ремонт втягивающего реле

    Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104

    Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.

    Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.

    Типы втягивающих реле и их производители

    Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
    • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
    • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

    Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми .

    Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

    • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
    • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
    • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
    • Dynamo AD, Болгария;
    • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

    При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы .

    Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной. так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

    Источники: http://ladaautos.ru/vaz-2109/neispravnosti-i-remont-vtyagivayushhego-rele-startera-vaz-2109.html, http://provaz07.ru/elektrooborudovanie/vtyagivayushhee-rele-startera-vaz-2107.html, http://etlib.ru/blog/549-vtyagivayushchee-rele-startera

    14 КОММЕНТАРИИ

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here