Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

0
5376

Датчик кислорода ВАЗ 2114: руководство от проверки до замены- все шаги

«Мозгом» электронной системы управления двигателем (ЭСУД) является электронный блок (ЭБУ), он считывает данные с многочисленных датчиков, находящихся на ДВС. Собрав все показания, блок анализирует данные, и на основании полученных результатов задает команды системе зажигания и форсункам. Форсунки задают нужную пропорцию топлива и воздуха в цилиндрах ДВС, зажигание распределяет искру по цилиндрам и поджигает ТС в момент ее сжатия в камере сгорания цилиндра.

К датчикам, влияющим на качественный состав ТС, в инжекторных двигателях в первую очередь относится датчик расхода воздуха (ДМРВ) или датчик абсолютного давления (ДАД, или еще у него есть название MAP сенсор). Следует отметить, что на авто ВАЗ 2108-15 до сих пор еще применяется ДМРВ, хотя в более современных системах уже давно устанавливается MAP.

Кислородный датчик

Еще одним из датчиков, который контролирует состав топливной смеси, а также влияет на расход топлива, является лямбда зонд, по-другому он еще называется датчик кислорода. Цель этого устройства – определить, не остался ли в выхлопных газах ДВС несгоревший кислород. Следует обратить внимание, что в несгоревшей до конца ТС содержится большое количество СО, вредных для экологии окружающей среды.

Какие же принцип действия и устройство лямбда зонда? Конечно, ДАД или ДМРВ вычисляет необходимый состав ТС для определенного количества оборотов двигателя, но у форсунок производительность может несколько меняться в зависимости от их состояния, например, форсунки со временем могут забиваться. К тому же, качество российского бензина не всегда находится на должном уровне, а плохое топливо обычно полностью не сгорает. Датчик лямбда зонд работает по принципу обратной связи – на основании его показаний система рециркуляции отработанных газов перегоняет недогоревшее топливо во впускной коллектор, и процесс сгорания ТС происходит более качественно.

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Командует системой рециркуляции ЭБУ. В результате:

  • Снижается токсичность отработанных газов;
  • Экономится потребление топлива;
  • Обеспечивается более полное сгорание ТС.

Основой лямбда зонда является керамический элемент, с обеих сторон он покрыт диоксидом циркония. Электроды датчика контактируют с выхлопными газами. При разной концентрации выхлопных газов на электродахзонда создается различное напряжение, которое фиксируется ЭБУ. При низком содержании кислорода напряжение на датчике выше.

Всего существует два типа лямбда зондов – узкополосные (двухточечные) и широкополосные. Второй тип устройств обладает более точными показаниями, датчики показывают не только признаки обогащения или обеднения ТС, но и ее качественный состав. Цена кислородных датчиков тоже отличается – широкополосные значительно дороже двухточечных.

Датчик кислорода ВАЗ 2114 на моторе объемом 1,5 литра устанавливается на приемной трубе глушителя в системе выпуска отработанных газов. С двигателем 1,6 л предусматривается два лямбда зонда – один монтируется на выпускном коллекторе сверху, второй – сразу за катализатором в районе крепления приемной трубы.

Следует отметить, что на многих иномарках может устанавливаться не только по два, а порой по и три или четыре лямбда зонда. Как правило, это автомобили повышенной комфортности, например, Ниссан Максима. Большее количество датчиков позволяет снизить токсичность отработанных газов и боле экономно расходовать топливо.

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Лямбда зонд начинает работать при температуре около 350 градусов Цельсия, поэтому для ускоренного включения его в работу многие схемы устройства оснащаются дополнительным нагревательным элементом. К датчику без нагревателя обычно подводится один или два провода питания, с нагревательным элементом проводов может быть три или четыре. Провода должны иметь хорошую термоизоляцию, таккак температура нагрева выхлопной системы очень высокая.

Неисправности – причины и признаки

Лямбда зонд ВАЗ 2114 имеет определенный срок службы – в среднем устройство может проработать 80-160 тыс. км (исчисляется пробегом автомобиля). Но в зависимости от различных факторов он может выйти из строя и раньше. Это происходит по следующим причинам:

  • Плохое качество бензина;
  • В двигателе идет угар масла, из-за этого на датчике образуется масляный нагар (идет коксование);
  • При перебоях зажигания возникают хлопки в глушителе, разрушающие датчик кислорода на ВАЗ;
  • Внешние воздействия – удар при ДТП, попадание жидкостей или масла на контакты устройства.

Какие могут быть признаки неисправности датчика кислорода ВАЗ 2114:

  1. Повышается расход топлива;
  2. На панели приборов в салоне автомобиля загорается лампа диагностики двигателя CheckEngine;
  3. Провалы при разгоне машины, снижение мощности;
  4. Подтраивание мотора, хлопки во впускном коллекторе и глушителе.

Но эти же признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, и причин здесь очень много. Например:

  • Не работает датчик расхода воздуха;
  • Нерабочая свеча зажигания;
  • Пробивают на массу высоковольтные провода;
  • Слабая компрессия в цилиндрах двигателя;
  • Проблемы с модулем зажигания.

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Как проверить лямбда зонд

Если появились признаки неисправности лямбда зонда, перед заменой следует сначала убедиться в его неисправности. В первую очередь необходимо проверить ЭСУД на возможные ошибки. Ошибки проверяются с помощью компьютерной диагностики (допустим, на сканере «Аскан») или с помощью бортового компьютера, если он установлен на автомобиле и обладает возможностью считывания ошибок.

По коду ошибки можно определить, какая в системе возникла неисправность. Например, ошибка 0135 означает неисправность нагревательного элемента «лямбды», а 1102 – низкое сопротивление датчика. Нередко возникают обрывы проводов в цепи, об этом свидетельствует ошибка 0140. Отсутствие питания на разъеме датчика проверяется в помощью вольтметра. При включенном зажигании подсоединяем щупы прибора:

  • Минус – к массе (к двигателю);
  • Плюс – к контакту «В» на разъеме.

Вольтметр должен показывать напряжение 12 в. Если оно отсутствует, значит, в цепи есть обрыв. Меньшее напряжение свидетельствует о разряженном аккумуляторе. Не исключена вероятность, что в штекере окислился контакт. Зачистка контактов в таком случае решает проблему.

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Отключение датчика

Многие автовладельцы задают вопрос,что будет, если отключить лямбда зонд из цепи ЭСУД, и как отключить датчик кислорода?Ответ простой – с отключенной «лямбдой» блок управления будет использовать стандартные данные заложенной в него программы, и расходоваться топливо будет практически столько же, как при неисправном датчике. В среднем потребление вырастет на 2-3 литра относительно работы двигателя с исправным лямбда зондом. А отключить датчик очень просто – нужно просто разъединить штекер с проводами, который подходит к зонду.

Замена кислородного датчика производится очень просто. Перед проведением работ необходимо остудить двигатель, если он был в работе. В первую очередь разъединяется штекер датчика, затем он отворачивается гаечным ключом.

Иногда лямбда зонд сильно прикипает, и его невозможно стронуть с места. Если датчик все равно идет под замену, можно попробовать обстучать его посадочное место – вокруг резьбы.

Как правило, такой метод помогает открутить неподдающуюся съему деталь. Если «лямбда» не откручивается, нужно обстукивать еще и еще. В результате датчик все же снимается.

Если кислородный датчик не работает, не нужно торопиться его выкидывать. Часто из-за угара масла на электродах керамики образуется нагар. Нагар можно попробовать удалить, только нельзя пользоваться металлическими предметами или наждачной бумагой. Для очистки нагара используют средства для удаления ржавчины, например,WD40. Возможно, работоспособность лямбда зонда восстановится.

Все о датчике кислорода (лямбда зонд)

Датчик кислорода — это устройство в выпускном коллекторе двигателя внутреннего сгорания, позволяющее оценить сколько свободного кислорода осталось в выхлопной смеси.

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Датчик кислорода лямбда зонд

Принцип действия датчика кислорода на автомобиле

Этот датчик имеет еще и другое название. Лямбда зонд что это за конструкция и откуда появилось это название. Основу датчика составляет твердый керамический электролит выполненный из диоксида циркония, который в свою очередь покрыт оксидом иттрия. Поверх всего по керамическому элементу произведено напыление пористых, токопроводящих электродов из платины.

Принцип действия у него как у гальванического элемента. После установки в выпускной коллектор он разогревается в потоке выхлопных газов до 300 — 400 градусов. Именно в разогретом состоянии циркониевый электролит получает проводимость и обеспечивается его нормальное функционирование. Установлен лямбда зонд таким образом, что один из электродов дышит наружным воздухом, второй — смесью выхлопных газов. Когда на одном из электродов меняется количество кислорода, возникает разница потенциалов передающаяся в виде сигнала на управляющую систему двигателя, которая регулирует подачу топлива на впрыск.

В науке о соотношениях элементов в природе, стехиометрии, лямбда означает соотношение реального количества воздуха к необходимому.

Теоретически оптимальное соотношение — это когда лямбда равна 1, то есть реального воздуха в смеси столько же, сколько необходимого.

Если лямбда больше единицы — это бедная смесь, если это значение меньше единицы — богатая смесь, то есть в смеси избыток бензина, не хватает кислорода для его сжигания.

Для силового агрегата автомобиля оптимальным считается лямбда равное 14,7. 1, то есть бедная смесь. Это объясняется тем, что для эффективного сжигания СО и СН на катализаторе требуется определенное количество кислорода. Современный лямбда зонд ВАЗ 2114 работает как пороговый элемент.

Датчик кислорода ВАЗ 2114, конструкция и особенности применения

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Лямбда зонд ваз 2114

Поскольку датчик кислорода включается в работу после нагрева рабочего элемента до 350 градусов, первые его образцы старались размещать как можно ближе к выпускному коллектору. Со временем датчик модернизировали и встроили в него нагревательный элемент, который намного быстрее приводил его в рабочее состояние и теперь, вопрос — где находится лямбда зонд в выхлопной системе, не так уж важен. Конструктивно современный датчик кислорода состоит из следующих элементов.

  1. Керамические наконечники с защитными экранами и отверстиями для отбора, с одной стороны выхлопных газов, с другой — атмосферного воздуха, заключенные в средней части в керамический изолятор. Они являются основным рабочим элементом всего устройства. Это как раз и есть электроды с которых снимается разность потенциалов.
  2. Внутри этих наконечников размещен токопроводящий нагревательный элемент.
  3. В средней части находится токосъемник электрического сигнала.
  4. Все элементы, за исключением чувствительных частей керамических наконечников, заключены в металлический корпус с резьбой, который предназначен для фиксации датчика в корпусе приемной трубы.
  5. В настоящее время современные датчики снабжены комплектом проводов, закрепленных уплотнительной манжетой. Такие датчики называются — четырехпроводной лямбда зонд. Два белых провода — это контакты системы подогрева, один черный — сигнальный и черный (или белый) с полосой — «земля». На более ранних образцах которые применяют до сих пор, разница потенциалов определялась между проводом, который шел от датчика к ЭБУ и массой на корпусе датчика. Для этого перед закручиванием в месте крепления датчик намазывался специфической токопроводящей смазкой. Однако от воздействия высокой температуры смазка выгорала и чувствительность датчика страдала. Теперь этот недостаток устранен.

Комплект проводов датчика кислорода своим другим концом, через штекерную коробочку, подключается к электронному бортовому устройству, которое запрашивает у лямбда зонда данные о состоянии смеси с частотой 2 раза в одну секунду на холостом ходу и чаще при повышении оборотов. Анализируя полученные данные о наличии кислорода в смеси выхлопных газов, ЭБУ корректирует количество впрыскиваемого топлива в двигатель, делая смесь богаче или беднее, в зависимости от поступающих сигналов датчика кислорода. Стремится он к оптимальному значению 14,7. 1, которое заложено в его программе.

Работоспособность датчика проверяется тестированием с измерительным прибором. Нижний уровень сигнала должен быть 0,1 — 0,2 В, верхний — в пределах 0,8 — 0,9 В. Гарантированная работоспособность этих датчиков очень высокая. Признаки неисправности лямбда зонда изготовленного в соответствие с ГОСТ начинают проявляться не раньше чем после пробега 80 тысяч километров, а в среднем они выдерживают нагрузку в 160 тысяч километров. Однако согласно сервисной книжки ВАЗ 2114 замена датчика кислорода рекомендована после пробега 80 тыс. км. Дело в том что он хоть и продолжает сохранять свою работоспособность, но чувствительность его все равно существенно снижена, а значит ухудшаются показатели по расходу топлива, например.

Как влияет лямбда зонд на работу двигателя, признаки его неисправности

Датчик кислорода лямбда зонд оказывает непосредственное влияние на устойчивую работу двигателя поддерживая нужный состав смеси для работы двигателя:

  • двигатель устойчиво, без колебаний, работает на холостых оборотах;
  • при резком нажатии педали газа, происходит своевременная перестройка в питании двигателя смесью соответствующей изменяющимся оборотам, поэтому нет рывков и троения;
  • в атмосферу выбрасываются наилучшим образом сгоревшие выхлопные газы, за счет эффективной работы катализатора, который осуществляет дожиг вредных веществ в выхлопной трубе.

Чтобы обеспечить нормальные условия для работы датчика и продлить его ресурс необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Применять только тот бензин, который рекомендован для ВАЗ 2114.
  2. При работе с присадками проверять их качество и разрешение на использование.
  3. Ни в коем случае не применять для крепления датчика герметики, особенно силиконовые.
  4. Не допускать многократных попыток запуска за короткий промежуток времени.
  5. Не отключать свечи зажигания при проверке работы цилиндров.
  6. Не допускать перегрева выхлопной системы из-за скопления не сгоревшего топлива в ней, датчик выдерживает температуру только до 950 градусов.
  7. Нельзя обмывать наконечники любой из химически активных жидкостей.
  8. Следить за соблюдением герметичности в месте соединения датчика с трубой.

Признаками по которым можно определить, что нужна замена датчика кислорода ВАЗ 2114 могут быть:

  • на малом газу двигатель работает неустойчиво, обороты плавают или двигатель глохнет;
  • наблюдается устойчивый повышенный расход топлива в стандартных условиях;
  • произошло ухудшение динамических характеристик автомобиля;
  • характерные потрескивания в районе катализатора после выключения двигателя, а также специфический запах тухлых яиц по причине попадания в катализатор большого количества не сгоревшего бензина;
  • сигнал на бортовом компьютере об ошибках связанных с отказами в работе лямбда зонда.

Чаще всего с неисправным датчиком кислорода все перечисленные признаки должны проявиться и, когда возникнет ситуация с его заменой, встанет вопрос какой датчик кислорода стоит на ВАЗ 2114. В зависимости от года выпуска автомобиля в выхлопной системе могут стоять как однопроводные датчики с массой от корпуса, так и четырехпроводные. Цена лямбда зонд ВАЗ 2114 в этом случае может колебаться от 1200 до 3000 тысяч рублей.

При замене датчика следует проверить его тестированием на соответствующем приборе, может быть произошло повреждение контактов в линии прогрева и тогда возможен ремонт датчика кислорода.

Если на датчике после снятия обнаружен сильный нагар и он показывает, что разница потенциалов не очень сильно отличается от допустимых, то можно убрать этот нагар. Для этого сильно нагреть датчик, а затем его резко охладить. Нагар должен потрескаться и облететь, обмести его мягкой косточкой.

Некоторые автомобилисты интересуются у автослесарей как отключить лямбда зонд ВАЗ 2114. Сама процедура несложная, вот только необходимость в этом под большим сомнением. В этом случае ЭБУ начинает подавать бензин на впрыск в усредненных значениях и это сразу же скажется на устойчивой работе двигателя, повышении расхода топлива и ухудшении характеристик выхлопа. Не говоря о том, что потребуется перепрошивка бортового компьютера, так как он будет постоянно выдавать ошибку связанную с отсутствием датчика кислорода.

Рекомендуем

  • Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности Замена регулятора напряжения на ВАЗ 2114
  • Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности Замена датчика фаз на ВАЗ 2114
  • Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности Ошибки датчика фаз на ВАЗ 2114
  • Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности Как осуществить замену лампочки подсветки номера на ВАЗ 2114?

Лямбда-зонд ВАЗ-2114 неисправен: симптомы кончины ЭБУ Бош 7.9.7

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности

Лямбда-зонд ВАЗ-2114 неисправен – симптомы кончины с ЭБУ Бош 7.9.7 и проверка датчика на корректную работу. Если ваша «четырка» стала потреблять очень много топлива, неустойчиво работает на холостых и показывает провалы при разгоне, вполне возможно, что у нее накрылся лямбда-зонд. Самый простой способ проверки – это компьютерная диагностика, но и без нее у вас на панели приборов уже должен был загореться чек. Но в целом, точно проверить лямбда-зонд можно только при помощи осциллографа, некоторые также используют мультиметр, но если вы недавно поставили новый датчик, с проводом все нормально, но есть подозрение на брак, лучше всего съездить к квалифицированному электрику. И все-таки «просветить» осциллографом.

Но не всегда лямбда-зонд ВАЗ-2114 неисправен бывает действительно. Нельзя забывать, что ваша машина может дергаться и троить не только потому, что сломался лямбда-зонд, но и из-за поломки форсунки, свечей зажигания, а самое ужасное, при кончине ГБЦ. Поэтому не спешите ехать в магазин, за новым лямбда зондом, обязательно проведите диагностику форсунок, свечей зажигания, проводов, и всего того, что может давать сбои в работе двигателя. Также стоит помнить, что лямбда зонд не должен влиять на работу двигателя в непрогретом состоянии. Может у вас прогорел клапан, а может нужно менять распредвал – так что 2000 рублями вы не ограничитесь.

Самостоятельную замену лямбда-зонда ВАЗ-2114 сделать несложно, вот только если датчик старый, его придется отвинчивать мощным ключом. Металл прикипает, крайне трудно сдернуть болт.

Кстати, завод изготовитель рекомендует менять лямбда-зонд на «четырке» и других ВАЗах после 80000 километров пробега. На практике датчик от фирмы Бош служит намного дольше, но все-таки после того, как ваша машина пробежит 100000 км, лучше все-таки заняться заменой. Цена лямбда зонда на ВАЗ-2114 составляет 1800-2500 рублей, за диагностику электрики обычно берут от 300 до 500 рублей, примерно такие же цены за замену на СТО.

С заменой датчика на ВАЗ-2114 лучше не затягивать, даже если вас не напрягает повышенный расход топлива. Ведь при поломке лямбда-зонда двигатель начинает работать в ненормальном режиме, происходит его повышенный износ. Еще хуже становится, когда смесь начинает быть бедной а, тогда мотор перегревается и барахлит. Ресурс российских моторов копеечный, так что сами подумайте, во сколько потом встанет лямбда-зонда ВАЗ-2114 неисправность и к чему это может привести.

Источники: http://autovaz-2114.ru/electrical-equipment-in-the-car/datchik-kisloroda-vaz-2114-rukovodstvo-ot-proverki-do-zameny-vse-shagi/, http://nadomkrat.ru/elektrooborudovaniye/vse-o-datchike-kisloroda-lyambda-zond, http://novosti-online.info/2758-lyambda-zond-vaz-2114-neispraven-simptomy-konchiny-ebu-bosh-797.html

14 КОММЕНТАРИИ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here