Автомобильный портал — www.avtonerd.ru
Содержание
Для преобразования переменного многофазного тока в однонаправленный пульсирующий предназначается диодный мост.
Его неисправность может доставить весьма серьезные проблемы, поэтому многих автолюбителей интересует вопрос как проверить диодный мост генератора и что делать с ним, если он оказался неисправным.
Признаки неисправности
Исправные диоды способны проводить ток только в одном направлении.
Когда происходит пробой, образуется место утечки тока к обмоткам стартера из бортовой сети.
Современные автомобили оснащаются одним из двух типов генератора:
- Без охлаждения, которые впрессовывают непосредственно в выпрямитель;
- С пассивным охлаждением, когда через теплоотвод диоды соединяются со специальным радиатором.
К тому же, существует несколько типов соединения обмоток и площадок моста между собой: с помощью сварки, пайки, разборные и другие.
Какими могут быть признаки неисправности диодного моста генератора? Самыми различными и проявляться они будут нестабильностью в работе автомобиля.
Первое, что выдает поломку – очень скорая и учащенная разрядка аккумуляторной батареи.
Подобная неисправность встречается чаще всего, однако о диодном мосте редко кто задумывается.
Батарея может исчерпаться сама и большинство автолюбителей осуществляют ее замену.
Но в скором времени проблема повторится.
Можно перечислить множество других причин, которые возникают при сгорании диодного моста генератора:
- Слабая искра на свечах;
- Тускнеющие фары во время работы двигателя;
- Самопроизвольное отключение акустического оборудования;
- Мощность охлаждающих вентиляторов значительно падает;
- Слабая работа кондиционера.
Если была замечена одна из вышеперечисленных проблем, не нужно бросаться в крайности, стоит обратиться в сервисный центр, чтобы провести диагностику.
Ее можно проделать своими силами, если ответить на вопрос как прозвонить диодный мост генератора. Прежде чем приступать к работе, необходимо подготовиться.
Чтоб прозвонить диоды, генератор необходимо правильно разобрать для получения к ним доступа:
- Болты, которые удерживают задние и передние крышки, необходимо открутить;
- Затем разделяется корпус (обмотки стартера, как правило, припаиваются к мосту, поэтому стартер следует оставлять на передней стенке);
- Если диодный мост разборный, его нужно открутить при помощи торцевого ключа и отвертки;
- Плюсовые клеммы откручиваются от генератора;
- Нужно поверить, как крепится минус. Если он независим, его тоже отсоединяют;
- Когда передняя стенка будет снята, можно отпаять мосты с обмоток. Для этого при помощи паяльного оборудования разогреваются выводы на статоре и аккуратно отодвигаются при помощи отвертки (соединений должно быть всего четыре).
Когда все подготовлено, настало время проверить диодный мост генератора на его исправность.
Приступаем к проверке
Осуществляться проверка диодного моста генератора может несколькими способами:
- С помощью тестера;
- С помощью лампы.
Можно проверить диодный мост генератора с помощью лампы.
Пластина моста подключается к минусовой клемме аккумулятора, при этом она должна быть прижата к корпусу генератора.
Затем берется лампа, один конец соединяется с плюсовой клеммой аккумулятора, второй – к выходам дополнительных диодов и к точкам подключения статорных обмоток.
Если он пробит — лампа будет загораться.
Тестер должен быть в гараже у каждого автолюбителя. Проверяются все диоды отдельно друг от друга.
Необходимо следовать следующему плану:
- Устанавливаем переключатель тестера в режим «прозвона» (если такая функция отсутствует, на тестере устанавливается значение сопротивления 1 кОм);
- Два щупа присоединяются к диодам по концам, затем меняются местами;
- Если показания в одну сторону отсутствуют, а в другую лежат в интервале 400-800 Ом, диод исправен.
Неисправность диодного моста генератора считается найденной тогда, когда показания в обоих направлениях равны 0.
Прежде чем приступать к работе, перед глазами должна лежать схема диодного моста генератора.
Человеку, который хорошо разбирается в электронике, они значительно упростит и ускорит работу.
Многих автолюбителей интересует вопрос, почему сгорает диодный мост генератора. Причина проста и весьма банальна – влага.
Высокая влажность может стать причиной появления коррозии на контактах, по причине которой возникают пробои.
Что делать если он сгорел?
Если сгорел диодный мост генератора, решить проблему можно двумя способами:
Осуществить ремонт диодного моста генератора можно своими усилиями. Для этого потребуется разобрать генератор.
Прозвонив все диоды и найдя неисправные, они выбиваются при помощи выколоток.
На автомобильном рынке нужно приобрести диодный мост от любого легкового автомобиля, в котором диоды подходят по конфигурации.
Если неисправны вспомогательные диоды – они также должны присутствовать на приобретенных запчастях.
В пластинах, которые ремонтируются, подгоняются отверстия для донорских элементов.
Осуществляя ремонт диодного моста генератора, при помощи тестера нужно определить полярность, так как диод пропускает ток в одном направлении.
Припаяв лепестки вспомогательных диодов и подготовительные пластинки, необходимо еще раз осуществить прозвон.
Если все в порядке, можно собирать генератор и продолжать ездить кататься на машине.
Самое простое решение проблемы — купить диодный мост генератора. К тому же не всегда можно осуществить замену пробитых элементов по тем или иным причинам.
Как правило, это не должно доставить проблем, так как автомобильный рынок полон подобных автозапчастей. Новый мост, в отличии от восстановленного, будет дольше и надежнее служить.
Сегодня цена диодного мост генератора начинается от 25-30 долларов и может достигать пары сотен.
Все зависит от марки автомобиля и сложности его конструкции.
Диодный мост – очень важный элемент в каждом автомобиле, так как от него многое зависит.
Если он неисправен, в первую очередь страдает аккумуляторная батарея, замена которой обойдется очень дорого.
Если вовремя не обнаружить неисправность, излишнюю нагрузку начнут испытывать и другие элементы электрической сети, выходя из строя друг за другом.
Если самому определить проблему не удалось – пора обратиться в сервисный центр.
Как поднять плотность электролита в аккумуляторе?
Если спустя 2-3 суток простоя автомобиль отказывается заводиться, а батарея быстро разряжается – настала пора подумать, как поднять плотность в…

Определить работоспособность свечи зажигания можно по внешнему виду электродов и теплового конуса. Если они покрылись копотью, возникает вопрос — как…

Сегодня, вместо каленого стекла для производства фар используют не менее прочный пластик. Но, в отличие от стеклянных — они не…
Avatars by Sterling Adventures
missmaxima › Блог › Как проверить генератор автомобиля
Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь, именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора. В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же. Но все же, многие автовладельцы, часто задаются вопросом: как проверить генератор автомобиля при помощи мультиметра и подручных средств.
Что нужно проверять?
Первым делом стоит убедиться, что ремень генератора хорошо натянут, а подшипники не разбиты.
Посторонние шумы и сильно горячий генератор говорят об износе подшипников.
Затем проверить напряжение аккумулятора (в состоянии покоя и на работающем двигателе), — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В в состоянии покоя и 13.5-14.5 В на 2 тыс. оборотах двигателя. Исправный генератор должен соответствовать таким измерениям.
Категорически запрещено допускать работу генератора при отключенных потребителях.
Когда же эти данные отличаются нужно демонтировать генератор с авто и начинать проверять работу все его элементов по отдельности.
В полный комплекс проверок генератора входит:
— Проверка щеток и колец;
— Проверка диодного моста;
— Проверка регулятора напряжения;
— Проверка статора;
— Проверка ротора.
Далее разберем по подробнее как проверить генератор автомобиля в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на сто. Будем проверять исправность отдельных узлов генератора при помощи мультиметра и лампочки.
Процесс проверки щеток и контактных колец
Для начала кольца и щётки визуально осматриваются и оценивается их состояние. К примеру измеряется минимальный остаток (мин. высота токосъемных щеток не мене 4,5 мм, а мин диаметр колец 12,8 мм). Кроме этого смотрят на наличие выработок и борозд.
Проверка моста диодов генератора
Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую. Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: Одним щупом тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет). Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста.
Следует заметить, что сопротивление не должно быть нулевым, так как это говорит что диод пробитый. Пробитый диод моста и тогда, когда нет сопротивления в обеих сторонах.
Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.
Как проверять регулятор напряжения
Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезарядки аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В. Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности). На снятом регуляторе напряжения генератора осматривают состояние щеток и производят проверку исправности при помощи лампочки 12В и постоянного напряжения. То есть к щёткам нужно подключить лампочку, а на плюсовую клемму и массу регулятора подать 12В (лампочка должна гореть, а при увеличении напряжения свыше 15В потухнуть).
Проверка статора генератора авто
Сопротивление обмотки статора проверяется без диодного моста и меж выводами должно быть около 0,2 Ом, а помеж нулевым проводом и обмоткой до 0,3. Сильное гудение генератора во время работы говорит о замыкании обмотки статора или моста. Кроме такой проверки нужно осмотреть наличие выработок в статоре и на роторе.
Как проверить ротор автомобильного генератора
Первым шагом будет прозвонка обмотки возбуждения. Для этого на мультиметре устанавливаем режим на проверку сопротивления и измеряем его между контактными кольцами – сопротивления обмотки должно находится в пределах 2,3-5,1 Ом. Когда оно свыше – то или обрыв или же просто плохой контакт между кольцами и выводами обмотки. Малое – говорит об межвитковом замыкании. При помощи режима амперметра на мультиметре также можно проверить потребляемый обмоткой ток. Нужно подать 12В на контактные кольца и в разрыве цепи замерить – обмотка возбуждения не должна потреблять более 3-4,5 Ам. К полному комплексу можно еще добавить и проверку сопротивления изоляции ротора. И чтобы это сделать понадобится 40-ка ватная лампочка и провода (один провод от розетки на кольцо, а другой через лампочку на корпус – если все в норме то лампочка не загорится, если же нить едва накаливается значит происходит утечка тока на массу).
Придерживаясь всех рекомендаций и последовательности проверки, в большинстве случаев, вам без проблем удастся проверить генератор автомобиля и его работоспособность своими силами, имея в своем распоряжении только один мультиметр. А вот чтобы его отремонтировать, определив неисправный узел — заменить вышедшую из строя деталь. Контролируйте натяжение ремня, состояние контактов, следите за лампочкой генератора на приборной панели и генератор прослужит вам дольше.
Одной из причин неисправности генератора может быть сгоревший диодный мост (выпрямительный блок генератора). В этом случае аккумулятор будет недополучать заряд, либо наоборот получит перезаряд. Рассмотрим несколько способов, как проверить диодный мост своими руками.
Выпрямительные диоды генератора играют роль одностороннего клапана, пропускающего ток только в одном направлении, тем самым блокируя протекание электрического тока из бортовой сети автомобиля к обмоткам статора.
Таким образом, исправный полупроводниковый диод проводит ток только в одном направлении. Если он не проводит тока или проводит ток в обоих направлениях, значит диод неисправен.
Диоды перегорают из-за попадания влаги, либо от неправильного прикуривания автомобиля зимой (когда перепутаешь плюс с минусом). Перед началом работ следует снять диодный мост генератора.
Проверка выпрямительного блока генератора со снятием и разборкой
Диодный мост генератора следует снять и включить мультиметр в режим проверки диодов.
Проверка вспомогательных диодов генератора :
- Подсоединяем щуп положительного вывода мультиметра к общей шине вспомогательных диодов (1), а щуп отрицательного вывода — к выводу проверяемого диода (2). Если диод исправный, значит показания прибора будут стремится к бесконечности;
- Меняем щупы тестера местами. Если диод исправен, значит показания прибора будут несколько сотен Ом.
Проверка других двух дополнительных диодов выпрямительного блока производиться аналогично;
Проверка силовых диодов диодного моста генератора :
- Подсоединить щуп отрицательного вывода прибора к пластине диодного моста, в которую запрессован диод, а щуп положительного вывода — к выводу диода. Исправный диод не должен пропускать ток, то есть показания на приборе должны стремится к бесконечности;
- Меняем щупы тестера местами. Если диод исправен, то омметр должен показать сопротивление в несколько сотен Ом.
Аналогично проверяем другие силовые диоды выпрямительного блока генератора.
Проверка диодного моста генератора без снятия
Потребуется:
- Снять защитный кожух генератора.
- Отсоединить вывод «Б» регулятора от клеммы «30» генератора
- Отсоединить провод от вывода «В» регулятора напряжения.
- Лампа 1..5, 12В.
Три диода с красной меткой создают на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Они «положительные» и запрессованы в одну пластину диодного моста, соединенную с выводом «30» генератора.
Другие три диода с черной меткой создают на корпусе «минус» выпрямленного напряжения. Они «отрицательные» и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с «массой».
Проверка диодного моста производится по порядку описанному ниже.
Проверка положительных и отрицательных диодов на замыкания.
- Подсоединить «плюс» от аккумулятора через лампу к зажиму «30» генератора, а «минус» к корпусу генератора. Если лампа горит, то «отрицательные» и «положительные» диоды имеют короткое замыкание.
Проверка отрицательных диодов на короткое замыкание :
- Соединяем «плюс» аккумулятора через лампу с одним из болтов крепления диодного моста, а «минус» с корпусом генератора. Если лампа горит — значит есть короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» диодах (замыкание витков обмотки статора на корпус генератора, либо короткое замыкание вентилей).
Проверка положительных диодов на короткое замыкание :
- Подключить «плюс» аккумулятора через лампу с зажимом 30 генератора, а «минус» — с одним из болтов крепления выпрямительного блока. Есть есть замыкание одного или нескольких положительных диодов, значит лампа будет гореть.
Проверка дополнительных диодов на короткое замыкание :
- Соединить «плюс» аккумулятора через лампу к выводу «61» генератора, а «минус» к одному из болтов крепления диодного моста. Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно, только сняв выпрямительный блок и проверяя каждый диод в отдельности.
Если проблема найдена, значит следует заменить диодный мост генератора. Если он исправен, значит причины недуга могут быть в других элементах генератора .
Источники: http://www.avtonerd.ru/kak-proverit-diodnyj-most-generatora.html, http://www.drive2.ru/b/2758257/, http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/repear/852